Автотехническая экспертиза
Автотехническая экспертиза
При расследовании большинства дел о ДТП назначается автотехническая экспертиза. Она, в соответствии с ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности и Российской Федерации» №73-ФЗ от 31.05.2001 г. производится обычно в судебных экспертных учреждениях государственными экспертами МЮ и экспертно-криминалистических подразделений органов МВД. В соответствии со ст. 41 Федерального закона его действие распространяется на судебно-экспертную деятельность лиц, не являющихся государственными судебные экспертами, обладающими специальными знаниями в области науки и техники.
Дорожно-транспортное происшествие – сложное явление, которому сопутствует значительное число разнообразных факторов, и лишь небольшая часть из которых действительно способствовала возникновению и развитию ДТП.
Установить эти факторы, причины их появления, степень воздействий на ход происшествия и, наконец, все это соотнести с действиями лиц, участвовавших в ДТП – задача весьма сложная. Причины ДТП обусловливаются особенностями разных видов автотехники, метеорологическими и дорожными условиями, психологией и физиологией и т. д.
В процессе экспертизы ДТП должен быть решен один из важнейших вопросов — соответствовали ли действия водителя данной дорожно-транспортной обстановке, то есть необходимо выявить, какими требованиями ПДД водитель должен был руководствоваться и выполнил ли он их.
Одним ив важных вопросов, разрешаемых предварительным следствием, уголовным (гражданским) судопроизводством является вопрос о причино-следственных связях. При экспертизе ДТП анализируются все формы связей только с технической точки зрения и на этом основании делаются выводы.
В компетенцию экспертов по анализу ДТП входит разрешение группы вопросов, связанных с установлением отдельных технических параметров дорожной обстановки и ее составляющих, необходимых для выполнения дальнейших исследований. К ним, в частности, относятся:
Определение фактических значений расчетных параметров, входящих в зависимость, с помощью которых выполняется инженерный анализ ДТП (коэффициентов сцепления, сопротивления качению и др. );
Установление траектории и времени движения транспортных средств в процессе ДТП, если это связано с действием сил или их моментов, возникающих при взаимодействии транспортного средства с дорогой или с другими транспортными средствам;
Выявление с места водители условий обзорности и дальности видимости к моменту и во время ДТП;
Выявление обстоятельств дорожной обстановки и ее отдельных составляющих, которые способствовали, либо могли способствовать возникновению или изменению характера ДТП.
В результате проведения автотехнической экспертизы решается одни из важнейших вопросов в расследовании ДТП – имел ли водитель техническую возможность предотвратить ДТП, при этом следствие или суд должны указать с учетом всех обстоятельств происшествия, когда возникла опасная обстановка для водителя, то есть при каком взаимном расположении участников ДТП водитель должен был приступить к действиям, предотвращающим происшествие (в частности, к торможению) и какими именно требованиями правил дорожного движения они предусмотрены?
Определение технической возможности предотвращения ДТП следует производить не только по исходным данным органов, назначивших автотехническую экспертизу, но и по данным, полученным экспертом расчетным путем.
По делам о ДТП (при наездах на пешеходов и другие движущиеся препятствия) в постановлении о назначении автотехнической экспертизы (определении суда) должны быть приведены следующие сведения:
1. Дорожные условия: ширина проезжей части и обочин, их материал, состояние (как можно конкретнее); на уклоне или повороте дороги произошел наезд (столкновение), данные о них; дальность видимости (для сумерек и темного времени суток — дальность видимости силуэта в различных режимах освещения);
2. Техническое состояние транспортного средства: состояние тормозной системы и рулевого управлений, шин (подробно о типе и модели шины, давлении в ней, глубине протектора);
3. Полоса движения транспортного средства; расстояние от транспортного средства до места ДТП к моменту возникновения опасной обстановки, данные о месте ДТП о том, на сколько метров продвинулось транспортное средство после наезда (столкновения); о времени движении пешехода (транспортного средства) от момента возникновения опасной обстановки до наезда (столкновений).
При отсутствии следов торможения участников ДТП требуется указать скорость их движения по данным допросов и следственных экспериментов, либо описать деформации транспортных средств, полученных в результате ДТП.
Основные вопросы, решаемые автотехнической экспертизой:
- Какими требованиями ПДД должны были руководствоваться участники ДТП в данной дорожно-транспортной ситуации?
- Соответствовали ли действия участников дорожного движения с технической точки зрения требованиям этих правил; имел ли водитель техническую, возможность выполнить эти требования?
- Какова скорость движения транспортного средства перед началом торможения, исходя из длины и характера следов торможения?
- Какова должна быть безопасная скорость движения транспортного средства по условиям видимости дороги?
- Какой остановочный путь имеет транспортное средство (марка, тип) в условиях места ДТП?
- Какое время необходимо для остановки транспортного средства в данных дорожных условиях?
- Какова продолжительность времени нахождения пешехода в опасной зоне при соответствующем темпе его движения?
- На каком расстоянии от места наезда на пешехода находилось транспортное средство в момент возникновения опасности для движения?
- На каком расстоянии от пешехода находилось транспортное средство, когда водитель фактически приступил к процессу торможения (считая от начала времени реакции водителя)?
- На каком расстоянии от места наезда находилось транспортное средство в момент появления пешехода в зоне видимости водителя из-за неподвижного препятствия (из-за встречного транспортного средства и т. д. )?
- Имел ли водитель техническую возможность предотвратить ДТП, если бы приступил к процессу торможения (считая от начала времени реакции водителя) в момент возникновения опасной обстановки?
- Имел ли водитель техническую возможность предотвратить наезд на пешехода с момента начала его движения при допустимой (для данных дорожных условий) скорости движения транспортных средств?
- Pасполагал ли водитель технической возможностью предотвратить наезд на пешехода, движущегося в попутном (встречном) направлении?
- Успевал ли пешеход выйти из полосы движения транспортного средства в случае своевременного его торможения?
- Какое расстояние необходимо для заданного поперечного смещения транспортного средства без потери его устойчивости?
- Возможно ли поперечное смещение транспортного средства без потери его устойчивости на заданном расстоянии?
- Располагал ли водитель технической возможностью осуществить безопасный объезд (отворот от) неподвижного препятствия?
- Располагал ли водитель технической возможностью осуществить безопасный объезд (отворот от) пешехода?
- Определить скорость движения ТС по величине остаточной деформации, полученной при ударе о неподвижное препятствие.
- С какой безопасной скоростью возможно движение на кривой данного участка дороги без потери устойчивости транспортного средства?
- Какова должна быть величина безопасного интервала между транспортными средствами при их движении в попутном (встречном) направлении?
- Какова должна быть безопасная дистанция между транспортными средствами, исключающая столкновение, в случае экстренного торможения впереди движущегося транспортного средства?
- На каком расстоянии от места столкновения находилось транспортное средство, имеющее преимущественное право на движение, в момент возникновения опасности для движения?
- На каком расстоянии от края пересекаемой проезжей части дороги находилось транспортное средство в момент смены разрешающего на запрещающий сигнал светофора?
- Какой сигнал светофора был включен для транспортного средства в момент, когда оно находилось на расстоянии, указанном в исходных данных, от линии установки входного светофора на перекрестке?
- Располагал ли водитель технической возможностью предотвратить наезд на стоящее транспортное средство путем его безопасного объезда (отворота) с момента появления последнего в зоне видимости?
- Располагал ли водитель технической возможностью произвести остановку управляемого им транспортного средства, не выезжая на проезжую часть пересекаемой дороги, с момента загорания запрещающего сигнала светофора?
- Действия, какого водителя не соответствовали требованиям ПДД с технической точки зрения и могли послужить причиной данного ДТП?
- Установить экспертным путем, имело бы место столкновение транспортных средств, если бы одно из них не меняло направление движения (с момента возникновения опасности), а продолжало двигаться прямо.
- Установить экспертным путем, на каком расстоянии от начала следов торможения водитель принял решение о применении экстренного торможения.
- Каков путь обгона транспортного средства при заданных скоростях движения?
- Каков путь объезда стоящего транспортного средства при заданной скорости движения?
- Имел ли водитель техническую возможность остановить транспортное средство с момента вмешательства пассажира в управление автомобиля?
- Состоятельна ли, с технической точки зрения, версия водителя (пешехода, свидетеля) данной дорожно-транспортной ситуации?
- Что с технической точки зрения явилось причиной данного ДТП?
Экспертиза обстоятельств ДТП
Автотехническая экспертиза обстоятельств аварии, прежде всего, занимается расчётами предполагаемой скорости движения транспорта до аварии, во время столкновения, а также после него. Такая экспертиза рассчитывает разрешённую скорость транспортного движения на определённой территории дорожного полотна, время, за которое был преодолён намеченный путь, оценивает остановочный и тормозной пути, устанавливает возможные варианты предотвращения столкновения. Также применяются оценочные категории поведению водителя и возможных других участников аварии, соответствовало ли их поведение установленным Правилам дорожного движения.
Экспертиза обстоятельств ДТП – это самая распространённая из автоэспертиз для определения степени виновности водителя, а также других лиц, причастных к аварии. Эксперту должны быть предоставлены все материалы следствия, необходимые данные и уведомление о проведении экспертизы. Ему будут поставлены вопросы, которые в дальнейшем прольют свет на события аварии и помогут установить виновное лицо.
Какие же вопросы рекомендуются в данных обстоятельствах?
– Какова была скорость движения транспорта до аварийного торможения?
– Какая разрешённая скорость на том участке дороги, где произошла авария с учётом погодных условий и особенностей местного рельефа?
– Какова была длина остановочного, а также тормозного пути автомобиля?
– У кого было право преимущества передвижения на данном участке пути?
– Была ли вероятность избежать аварийного столкновения с помощью экстренного торможения?
– Какие из частей Правил дорожного движения применимы к данному аварийному происшествию?
– Верно ли поведение водителя? Согласовано ли оно с Правилами дорожного движения?
– Соблюдалась ли допустимая дистанция между автомобилями? Какая минимальная дистанция?
– Насколько достоверно и технически возможно описание аварии водителем?
– На каком расстоянии водитель смог бы увидеть пешехода, внезапно возникшего на его пути следования?
– Соответствует действительности указанное время, за которое автомобиль проехал определённый участок его пути?
– Какое допустимое расстояние между автомобилями было возможно для безопасного обгона?
Стоимость рецензии на автотехническую экспертизу
Рецензия на заключение эксперта или специалиста
Рецензирование нескольких заключений экспертов или специалистов
Сроки проведения автотехнической экспертизы
Несудебная автотехническая экспертиза – от 5 рабочих дней после осмотра.
Судебная автотехническая экспертиза – от 10 рабочих дней после осмотра или назначения экспертизы.
Для определения точной стоимости экспертизы автомобиля обращайтесь в Бюро судебных экспертиз по телефонам:
- 8 495 120-13-28
- 8 800 500-31-28
- 8 919 109-57-67
Судебная автотехническая экспертиза
Оставьте свой email и получите первую скидку 10%
Руководитель Д.П.П.
Актуальность программы
В настоящее время одной из востребованных экспертиз является независимая судебная автотехническая экспертиза, особенно в делах, связанных с дорожно-транспортным происшествием. Независимая автотехническая экспертиза назначается в ходе судебного или досудебного разбирательства. Данная экспертиза проводится по личному заявлению участников ДТП,адвокатов или юристов. Для того чтобы эксперт имел право проводить судебную автотехническую экспертизу он должен иметь профильное образование, а именно диплом о высшем образовании илидиплом о профессиональной переподготовке с правом ведения деятельности.
А также, для того, чтобы занимать лидирующие позиции в сфере экспертных услуг современному эксперту необходимо постоянно расширять сферу своей профессиональной деятельности и проходить профессиональную переподготовку по новому виду экспертизы.
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки проводит обучение судебных экспертов, проводящих автотехническая экспертизу. Программа профессиональной переподготовки Академии ориентирована на подготовку судебных автотехнических экспертов-практиков. Выпускники сразу смогут выполнять работы по оценке, поскольку до 80% времени в процессе обучения занимает практика. На практических занятиях слушатели под руководством опытных преподавателей-практиков нашей Академии проводят оценку учебных и реальных объектов, а именно:исследование участка дороги, на котором произошло ДТП, оценку действий водителей транспортных средств причастных к ДТП, независимую экспертизу автомобиля после ДТП, оценку ущерба после ДТП, экспертизу двигателя автомобиля, экспертизу сельскохозяйственной техники, экспертизу следов шин транспортного средства и экспертизу технического состояния транспортных средств.
Законодательная база судебной автотехнической экспертизы
В настоящее время судебная экспертиза, как и любая отрасль регулируется определенными нормативно-правовыми актами. Поэтому при проведении судебной автотехнической экспертизы эксперт должен руководствоваться следующими основными нормативно-правовыми законодательными актами:
- Гражданский кодекс Российской Федерации.
- Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».
- Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
- Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
- Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.12.2008 N 25 (ред. от 24.05.2016) «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения».
Преподаватели Академии спроектировали программу профессиональной переподготовки с учетом законодательства судебной автотехнической экспертизы. На лекционных занятиях преподаватели подробно рассматриваются каждый федеральный закон, уделяя внимание на вступившие в силу изменения.
Заключение судебного эксперта и его содержание
Заключение судебной автотехнической экспертизы является важнейшим доказательством по делам, связанным с ДТП. Согласно ФЗ от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» экспертное заключение должно быть составлено в письменной форме и содержать в себе следующие пункты:
- время и место производства СЭ;
- основания производства СЭ;
- сведения об органе или о лице, назначивших СЭ;
- сведения о государственном судебно-экспертном учреждении, об эксперте (фамилия, имя, отчество, образование, специальность, стаж работы, ученая степень и ученое звание, занимаемая должность), которым поручено производство СЭ;
- предупреждение эксперта в соответствии с законодательством РФ об ответственности за дачу заведомо ложного заключения;
- вопросы, поставленные перед экспертом или комиссией экспертов;
- объекты исследований и материалы дела, представленные эксперту для производства судебной экспертизы;
- сведения об участниках процесса, присутствовавших при производстве судебной экспертизы;
- содержание и результаты исследований с указанием примененных методов;
- оценка результатов исследований, обоснование и формулировка выводов по поставленным вопросам.
Все материалы экспертного заключения также должны быть подкреплены, так как они являются его составной частью.
Основные виды судебной автотехнической экспертизы
Основная цель судебной автотехнической экспертизы – это установление фактических данных о состоянии конкретных машин, определение действий участников ДТП и их возможности не допустить аварии,выяснение более точной дорожной обстановки в месте происшествия иустановление данных о других факторах, способствовавших происшествию. В настоящее время наиболее востребованными видами судебной автотехнической экспертизы являются:
- Экспертиза обстоятельств ДТП;
- Экспертиза состояния транспортного средства, который был участником ДТП.
- Транспортно-трассологическая экспертиза.
- Экспертиза дорожных условий.
Подготовка экспертов ЧОУ ДПО «АПК и ПП» включается в себя проведение экспертизы на реальных и учебных объектах. На практических занятиях преподаватели вместе со слушателями проводят поэтапно судебную автотехническую экспертизу по всем видам и составляют экспертное заключение. В ходе проведения экспертиз у слушателей формируется своё портфолио образцов, которое им пригодится в профессиональной деятельности.
Автотехническая экспертиза по делам о ДТП
Автотехническая экспертиза по делам о ДТП проводится по ходатайству органов дознания, суда, следствия, участников происшествия или заинтересованных в данном деле лиц. Цель данной экспертизы выяснить все обстоятельства, ставшие причиной аварии. Процедура экспертизы включает в себя осмотр места происшествия, различные диагностические экспертные исследования, расчёт параметров движения во время ДТП, а также анализ действий водителя и опрос свидетелей ДТП.
Программа профессиональной переподготовки экспертов ЧОУ ДПО «АПК и ПП» включает в себя модуль по изучению этапов экспертизы по делам о дорожно-транспортном происшествии. Преподаватели совместно со слушателями проводят автотехническую экспертизу учебных объектов ДТП. Слушатели определяют скорость автотранспортного средства в момент ДТП, удаленность автомобилей друг от друга и от других объектов – участников дорожно-транспортного движения, возможность предотвращения ДТП по техническим показателям, определяют момент возникновения предпосылок аварии, устанавливают возможные и реальные действия водителя, которые повлияли на исход дорожно-транспортной ситуации и условия возникновения опасной зоны.
По окончанию обучения слушатели имеют опыт проведения автотехнической экспертизы по делам о ДТП, знают все обязательные этапы данной экспертизы и получаютдиплом про программе Судебная автотехническая экспертиза с правом ведения профессиональной деятельности.
Экспертиза технического состояния транспортных средств
Согласно ФЗ от 25.04.2002 N 40-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» экспертиза технического состояния транспортного средства проводится с целью установления обстоятельств, при которых было причинение вреда транспортному средству (ТС), установления самих повреждений ТС и их причин, а также определения технологий, методов и стоимости восстановительного ремонта. Экспертиза технического состояния ТС осуществляется в случае возникновения споров, связанных с правами потребителя и их защитой, а также в случае определенных разбирательств по произошедшим ДТП с участием исследуемого автомобиля.
Данную экспертизу имеет право проводить эксперт, имеющий базовое высшее образование и дополнительное профессиональное образование профессиональную переподготовку в области технической экспертизы ТС. Данные требования, предъявляемые к экспертам, закреплены в приказе Минтранса России от 22.09.2016 N 277 «Об утверждении требований к экспертам-техникам, осуществляющим независимую техническую экспертизу транспортных средств, в том числе требований к их профессиональной аттестации, оснований ее аннулирования». После оформления экспертного заключения о техническом состоянии транспортных средств эксперт должен приложить копию своего диплома, дающего право на ведение данной профессиональной деятельности.
Задачи автотехнической экспертизы
Главные задачи экспертизы заключают в том, чтобы выявить некоторые факторы:
- причину и характер неисправности автомобиля;
- оценить правильную работу всех механических агрегатов управления;
- причины возникновения неисправности;
- исследовать обстоятельство ДТП.
Действия водителя, при нарушении правил ПДД, могут повлечь за собой уголовное преследование, в случае причинения телесных повреждений либо смерти пострадавшему. Поэтому экспертиза может облегчить приговор подсудимому или вовсе исключить его. Если докажут, что он не имел возможности избежать или предотвратить аварию по ряду независящих от него причин.
Положение экспертизы обстоятельств ДТП в системе автотехнических экспертиз
С точки зрения судебного эксперта, независимая экспертиза обстоятельств ДТП в колонке прочих автотехнических экспертиз обоснованно считается наиболее сложным и трудоемким и наукоемким видом исследования обстоятельств ДТП. Автотехническая экспертиза обстоятельств ДТП требует от эксперта особой глубины экспертных познаний, т.е. для этого для проведения данного вида судебной экспертизы требуется первоклассное судебно-экспертной образование, доступное не многим.
Так в штате НП «Федерация Судебных Экспертов» работают эксперты, имеющие высшее судебно-экспертное образование, полученное в единственном ВУЗе страны, где производится подготовка экспертов-автотехников высшей категории, а именно в МГТУ им. Баумана.
На текущий момент, к сожалению, только в данном ВУЗе страны подготавливаются по настоящему первоклассные эксперты, которые на предельно высоком научно-техническом уровне могут провести автотехническую экспертизу / исследование обстоятельств возникновения ДТП, исследовать причины и условия возникновения ДТП, определить скорость автомобиля по тормозному пути, исследовать дорожные условия и иные параметры, повлиявшие на возникновение ДТП.
Узловым элементом автотехнической экспертизы обстоятельств ДТП является установление скорости автомобиля по тормозному пути, либо определение скорости в момент ДТП, т.к. именно определение скорости автомобиля является одним из важнейших элементов, служащих основанием для установления наличия или отсутствия в действиях водителя вины в результате возникшего ДТП.
Причины проведения оценки:
- Дорожно-транспортные происшествия. Водители обращаются за независимой экспертизой для установления величины понесенного ущерба и размера восстановительных работ. Экспертное заключение послужит поводом для получения страховых выплат.
- Второй причиной может выступить техническое несоответствие купленного транспортного средства заявленным стандартам. Только в ходе объективной оценочной деятельности выявляются дефекты, которые продавец сумел скрыть.
- Вандализм – веский повод для объективных оценочных действий. В данном случае устанавливается величина ущерба и стоимость работ, которые потребуются для восстановления состояния автомобиля.
Экспертиза после ДТП
По статистике Госавтоинспекции РФ, за июнь 2019 года на территории нашего государства произошло 14 029 ДТП. С ростом ДТП растет потребность в объективном заключении специалиста. Это помогает оценить понесенный ущерб и повлиять на установление потерпевших и виновных.
Автотранспортная экспертиза потребуется водителю в случаях:
- Для уточнения компенсационных выплат в страховой компании
- Есть подозрения, что страховщиком не учтены скрытые повреждения и стоимость компенсации занижена
- Заключение эксперта необходимо приложить к исковому заявлению в суд.
Объективные оценочные мероприятия проводятся:
- Непосредственно экспертом-техником, имеющим лицензию
- Экспертной организацией, в штате которой как минимум один оценщик.
Порядок установлен п. 4 ст. 12.1 ФЗ «Об ОСАГО» от 25.04.2002 года.
Цели автотранспортной экспертизы
Цели реализации независимой оценки ущерба после ДТП определены в п. 1 ст. 12.1 ФЗ «Об ОСАГО» от 25.04.2002 и представляют собой:
- Установить обстоятельства причинения вреда машине.
- Выявить конкретные повреждения и дефекты.
- Определить размер и методологию восстановительных работ.
Инициатором оценочного мероприятия вправе выступить: собственник ТС, страховая фирма, суд. В последнем случае экспертиза будет носить название судебной. Согласно п. 6 ст. 12.1 ФЗ «Об ОСАГО» она проводится по аналогичным причинам и правилам.
Цели автоэкспертизы разделяются в зависимости от инициатора: собственник или страховая фирма. Заявителем выступает водитель, как правило, при необходимости опротестовать решение страховщика и приложить итоговое заключение к исковому заявлению. Страховая компания, в свою очередь, проводит автоэкспертизу для определения суммы компенсации.