Avtosfera76.ru

Авто Сфера №76
6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Зачем ОСАГО, если платит виновник

Зачем ОСАГО, если платит виновник?

Как решается вопрос по возмещению ущерба, если страховая выплата не покрывает ремонт автомобиля? В каких случаях пострадавщий в ДТП может требовать с виновника дополнительного возмещения для ремонта авто?

Казалось бы, ответ на вопрос, кто платит по ОСАГО в случае аварии, очевиден. Если происшествие относится к страховому случаю, это делает страховщик. Однако не все так просто.

Весной 2017 года Конституционный суд России принял решение, по которому платит за ремонт виновник ДТП, если тех денег, которые предусматривает страховка, не хватает на полное восстановление автомобиля. При этом замена запчастей рассчитывается по стоимости новых, и тот факт, что машина б/у и ее цена (а значит, и всех ее деталей) значительно ниже рыночной, зачастую игнорируется. Таким образом, платит разницу виновник ДТП как за восстановление нового транспортного средства.

Многих автомобилистов эта ситуация не устраивает.

А на вопрос, кто платить должен потерпевшей стороне, мы получаем другой ответ – тот, из-за кого случилась авария, если ущерб превысил сумму покрытия. Получается, что водителю, устроившему аварию, придется раскошелиться дважды.

При этом открытым остается другой вопрос: зачем ОСАГО, если платит виновник аварии вместе со страховой компанией, у которой он уже купил полис?

Причины, по которым величина компенсации по ОСАГО не покрывают всего ущерба

Чаще всего ОСАГО не покрывает ущерб в таких ситуациях:

  • Большое количество пострадавших. Федеральный Закон «Об ОСАГО» устанавливает обязательные выплаты в совокупной стоимости в 400 тысяч рублей. В результате с повышением количества пострадавших и увеличением серьёзности повреждений уменьшается компенсация каждому потерпевшему.
  • Страховая занизила величину компенсации. Для такой уловки у компаний имеются различные возможности. Чаще всего это происходит при экспертной оценке ущерба либо определения величины возмещения по ОСАГО.
  • Страховой суммы в 400 тысяч рублей недостаточно, чтобы восстановить автомобиль.

При выплате компенсации по ОСАГО не в полном объёме недостающую сумму можно взыскать со страховщика или с виноватого водителя.

Как взыскать деньги с виновника ДТП

Для начала желательно попробовать разрешить ситуацию путем переговоров. Виновнику ДТП можно предоставить письменное обращение с описанием реального ущерба и необходимой суммы. При этом пострадавший в ДТП должен иметь на руках акт оценки стоимости ремонта и действующий полис ОСАГО.

Если виновник ДТП согласен погасить недостающую сумму — это необходимо зафиксировать (желательно в формате очередной расписки). Однако, если виновник аварии отказывается решать конфликт мирным путем, то стоит обратиться в суд.

Перед обращением в суд пострадавший обязан подготовить пакет документов:

  • копия паспорта пострадавшего (лицо, которое подает судебный иск);
  • заключение экспертов о реальной стоимости ремонта ТС;
  • квитанция, подтверждающая, что часть суммы уже оплачена страховой компанией.

В основном суд остается на стороне потерпевшего. Однако, виновник ДТП помимо оплаты ремонта тратит свои деньги на защиту в суде.

Жалобы

Многие потерпевшие по факту вынужденно соглашаются с тем, что выплаченной компенсации не будет хватать на ремонт автомобиля, поскольку никто не гарантирует, что постановление окажется в вашу пользу, а судебные издержки (не говоря уж о временных) будут компенсированы. Однако в любом случае страховая компания обязана выплатить неоспариваемую часть ущерба, а далее вы можете:

  • Написать жалобу в саму страховую компанию на имя начальника отдела выплат по ОСАГО.
  • Написать жалобу в Российский союз автостраховщиков (РСА) – в компетенцию данной организации входит не только осуществление компенсационных выплат, но также рассмотрение жалоб на действия страховщиков и защита связанных с обязательным страхованием прав страхователей и потерпевших.
  • Не редко активность в интернете, многочисленные отзывы на форумах и профильных сайтах могут заставить представителей страховой компании принять хоть какие-то меры к урегулированию спорных вопросов или же ускорить выплату, если ее вам задерживают.
  1. Участники ДТП должны представить в страховую компанию пакет документов

Документы от владельца полиса:

  • копия паспорта или другого документа, удостоверяющего личность;
  • копия или оригинал страхового полиса;
  • копия ПТС или другого документа, подтверждающего право водителя на управление застрахованным ТС;
  • справка о ДТП с перечнем видимых повреждений ТС участников ДТП и указанием обстоятельств рассматриваемого события;
  • копия протокола об административном правонарушении (при наличии);
  • копия постановления об административном правонарушении (при наличии);
  • копия документа, подтверждающего процедуру прохождения медицинского освидетельствования (при наличии).

Документы от потерпевшего:

  • заявление на выплату;
  • копия паспорта или другого документа, удостоверяющего личность;
  • документальное подтверждение участия потерпевшего в ДТП;
  • регистрационные документы на автомобиль;
  • заполненный бланк извещения о ДТП;
  • копии документов о ДТП, выданные ГИБДД;
  • банковские реквизиты для перечисления суммы страхового возмещения.
Читать еще:  Лишение прав за ДТП с пострадавшими
  • Страховая компания принимает решение о выплате страхового возмещения

    Срок на раздумья страховщика четко определен – написан в условиях договора страхования. Отсчет начинается с момента, когда страховщик получил от участников ДТП все необходимые документы, а владелец полиса и пострадавший выполнили все, что предписано правилами ДСАГО. Например, представили поврежденный автомобиль на осмотр.

    Если случай признан страховым, страховщик выплачивает деньги пострадавшему

    Сумму страхового возмещения могут перечислить потерпевшему по указанным им реквизитам либо выплатить через кассу страховщика.

    Если ущерб потерпевшего превышает установленную законом сумму, виновник аварии должен возместить разницу самостоятельно.

    Итак, полис ДСАГО не является обязательным, но снижает ваши финансовые риски. Покупать его или нет – решать вам.

    Еще раз вкратце о видах автострахования — в этом коротком видео:

    Как считать выплаты на ремонт по новой методике?

    С 11 октября в России действуют повышенные на 23-30% тарифы обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) для всех типов транспортных средств. Например, базовый тариф на частную легковушку вырос с 1980 до 2440 рублей. Однако теперь установлен еще и «тарифный коридор», в рамках которого страховые компании могут менять цену полисов, и верхняя граница «легкового» коридора — это уже 2574 рубля.

    Как и прежде, базовые ставки на деле почти не применяются, а реальная цена полиса формируется с учетом сис­темы коэффициентов, которые могут сделать страховку дешевле или дороже — в зависимости от мощности и места регистрации автомобиля, водительского стажа и «аварийности». Пересмотра самих коэффициентов, вопреки проекту Минфина, не произошло, и формула вычисления, по сути, остается прежней. А средняя цена полиса, которая в середине лета составляла 3309 рублей, теперь вырастет примерно до 4000-4300 рублей.

    И, конечно, девять компаний из десятки крупнейших страховщиков (включая Росгосстрах, РЕСО-Гарантия, Согласие, Альфастрахование и ВСК) почти на всей территории страны установили для частных легковушек максимальные базовые тарифы — 2574 рубля. Исключением стал лишь Ингосстрах со ставкой 2440 рублей.

    Объяснение у всех одно: даже рост тарифов не покрывает расходов. Ведь со 2 августа лимит выплат по ОСАГО вырос до 400 тысяч рублей на каждый из поврежденных автомобилей. А средняя выплата с января по июль нынешнего года выросла на 23% — до 33043 рублей.

    Но даже 33 тысяч рублей редко хватает на ремонт поврежденной машины, потому и идут автовладельцы в суды. Однако теперь вводится единая методика расчета расходов на восстановительный ремонт по ОСАГО, которую утвердил Центробанк.

    Это сокращенный и немного скорректированный вариант проекта, который РСА обнародовал в начале нынешнего года. Методикой обязаны пользоваться не только эксперты страховых компаний, но и независимые оценщики — и даже судебные эксперты, которые сейчас в тяжбах нередко встают на сторону автовладельцев и предприимчивых юристов, заставляя страховые компании раскошеливаться на крупные выплаты.

    Оценщик теперь обязан еще и восстановить картину произошедшей аварии: чтобы выявить те повреждения, которые к ней не относятся. При расчете затрат разрешено использовать цены неоригинальных (но сертифицированных) и даже подержанных запчастей! Для негарантийных машин прямо рекомендуется применение восстановленных компонентов — если это не повредит безопасности. Поврежденные пластиковые детали теперь будут не заменять, а ремонтировать, если это предусматривает «родная» восстановительная технология.

    Интересно, что все затраты на ремонт определяются по ценам того региона, где произошла авария, а не того, где живет и эксплуатирует машину автовладелец.

    Как и прежде, покупку запчастей страховая будет возмещать за вычетом износа поврежденных компонентов. Исключение прежнее — 102 детали и узла из тех, что влияют на безопасность (ремни, подушки, элементы тормозной системы, рулевого управления и т.д.): их замену на новые должны возместить полностью. А новшество в том, что предельный износ снижен с 80 до 50%, хотя на деле это облегчит лишь ремонт наиболее дряхлых автомобилей. Снижены и величины «дополнительного износа», который эксперт может «накинуть», исходя из состояния автомобиля, — максимум 45%.

    Однако, вопреки нашим предостережениям, РСА и Центробанк все-таки выбрали упрощенную формулу расчета износа, учитывающую только возраст автомобиля, его пробег и марку, а точнее — «национальность» бренда. В итоге, скажем, кроссовер Nissan Terrano будет «стареть» на 17% быстрее, чем его близнец Renault Duster, а Шеви Нива у страховщиков стареет на 20% «медленнее» Лады 4х4 — наравне с «американцами» марок Jeep, Cadillac, Chrysler, к которым, кстати, отнесены и Lexus, Infiniti и Acura.

    Приятных сюрпризов немного. Если раньше оценщики вычеркивали из калькуляции покраску тех деталей, на которых обнаруживались следы прежних повреждений (например, старые царапины в правой части бампера, который теперь потерт и слева), то отныне необходимо сначала оценить масштаб первоначальных дефектов. И если они занимают меньше 25% от площади детали, то страховая обязана оплатить покраску полностью.

    Читать еще:  ДТП без страховки ОСАГО потерпевший

    Но чтобы назначить ремонт, требующий исправления геометрии кузова, эксперту теперь помимо внешнего осмотра необходимы результаты инструментальных замеров: то есть владельцу сперва за свой счет придется отвезти битую машину в мастерскую, где есть необходимое оборудование для замера степени перекоса. То же самое и с «диагнозом» для агрегатов: например, назначить замену коробки передач с повреждениями картера и протечками масла «на глаз» нельзя — для этого потребуется заключение по результатам ее диагностики или дефектовки: все за счет владельца.

    Можно ли надеяться, что при таком подходе страховщики прекратят «зажимать» выплаты и мы, наконец, получим адекватный ремонт по ОСАГО? Окончательный ответ дадут только ценовые справочники, которые еще не утверждены. В них по каждому региону будут собраны средние цены на запчасти, материалы и стоимости нормочасов ремонтных работ — обязательные для использования всеми российскими экспертами и оценщиками.

    Вывод? Новая система возмещения по ОСАГО направлена на то, чтобы автовладельцы не прибегали к альтернативной экспертизе. По-хорошему в этой ситуации страховщикам следовало бы подталкивать автомобилистов к выбору возмещения не деньгами, а ремонтом: ведь так легче было бы отсечь от потока страховых выплат и ушлых автоюристов. Но на деле страховые компании побаиваются давать направления на ремонт: во-первых, особой экономии не выходит, а во-вторых, по закону об ОСАГО в этом случае нужно еще и нести ответственность за качество работ.

    Тем автомобилистам, которые все же решат выбрать направление на ремонт, напомним: все равно придется из своего кармана доплатить автосервису сумму вычета за износ.

    Ну а тем, кто будет получать возмещение деньгами, необходимо знать: по новым правилам ОСАГО­ за возмещением нужно обращаться в свою страховую компанию. И нельзя приступать к ремонту до осмотра машины страховщиками или независимыми оценщиками. А в случае недовольства суммой выплаты, прежде чем подавать иск в суд, автовладелец сперва обязан направить претензию страховой компании — на ответ у нее есть пять календарных дней, не считая праздников.

    Категория транспортного средстваБазовые тарифы до 10 октября 2014 годаБазовые тарифы с 11 октября 2014 года
    Минимальный (+23,2%)Максимальный (+30%)
    Мотоциклы и мопеды (категории «A» и «M»)121514971579
    Легковые автомобили (категории «B» и «BE»):
    — для юридических лиц237529263087
    — для физических лиц, индивидуальных предпринимателей198024402574
    — используемые в качестве такси296536543854
    Грузовые автомобили (категории «C» и «CE»):
    — с разрешенной максимальной массой не более 16 тонн202524952632
    — с разрешенной максимальной массой более 16 тонн324039934212
    Автобусы (категории «D» и «DE»):
    — с числом пассажирских мест не более 20162019962106
    — с числом пассажирских мест более 20202524952632
    — используемые для регулярных перевозок пассажиров296536543854
    Троллейбусы (категория «Tb»)162019962106
    Трамваи (категория «Tm»)101012451313
    Тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины с колесными движителями121514971579

    Перекос

    Чтобы оценить разницу в калькуляциях по старой и новой методикам, мы попросили экспертов-техников из Группы Дельта пересчитать затраты на ремонт по нескольким недавним страховым случаям. Вот результаты.

    Автомобиль и поврежденияСтоимость восстановления по старой методике, руб.*Стоимость восстановления по новой методике, руб.*Комментарий
    Audi A4 2012 года, пробег 50676 км, степень износа 16,6%**, удар слева покасательной и вылет с дороги601225128719Из калькуляции исключена замена вариатора со сколами на картере (566 тыс. рублей без учета износа). По новой методике необходима дополнительная диагностика
    BMW 118i 2012 года, пробег 54030км, степень износа 17,4%**, попутное столкновение4822958453Добавлены окраска капота и бампера, которые имели старые царапины и сколы. Новая методика допускает их покраску, так как площадь старых повреждений меньше 25%
    Toyota RAV4 2012 года, пробег 5069км, степень износа 0,81%**, попутное столкновение сзади170002163502Из калькуляции исключены работы на стапеле по устранению перекоса заднего проема кузова. По новой методике необходимо предварительное измерение перекоса
    * С учетом износа. ** За исключением износа шин и аккумуляторной батареи

    Европротокол по-нашему?

    Тонкости самостоятельного оформления ДТП

    Читать еще:  ДТП при развороте кто виноват?

    С 1 октября в России для всех новых полисов ОСАГО действует обновленный «европротокол» — то есть порядок оформления дорожных аварий, позволяющий водителям без вызова ГИБДД самостоятельно заполнить документы о страховом случае и передать их в страховую компанию для возмещения по ОСАГО. Лимит ущерба теперь увеличен до 50 тысяч рублей, а в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области — до 400 тысяч рублей. Условий немного: в аварии без пострадавших должно быть всего два участника, у которых не будет разногласий по поводу виновника ДТП. Сперва нужно правильно заполнить бланк извещения, а в московском и питерском регионах к документам необходимо прикладывать фотоматериалы и данные спутниковой навигации. То есть под рукой нужно иметь не просто фотоаппарат, а смартфон или камеру с чипом GPS/ГЛОНАСС, чтобы вместе со снимком был создан Exif-файл, нечто вроде «электронного паспорта» фотографии, в котором зафиксированы место и время события. Но даже если вы технически вооружены и знаете, как грамотно сделать съемку, то ночь или плохая погода могут свести на нет все ваши усилия: без света или в снегопад качественных снимков не выйдет.

    Как приложить электронный файл к бумажке? Раз точного ответа до сих пор не появилось ни в законе об ОСАГО­, ни в правилах страхования, значит, автовладелец может сделать это любым удобным способом: например, передать фотографии на компакт-диске или карте памяти. Вот только многие страховые компании весь октябрь всеми правдами и неправдами избегали приема таких документов. Так что, если вы все же отважились не вызывать ГИБДД, а подать в страховую извещение с фотофайлами и требовать возмещения, — настаивайте на том, чтобы вам дали расписку в получении всех документов.

    Но, скорее всего, расписку потребуют и от вас — в том, что вы не редактировали изображения. А еще наверняка попросят копию оборотной стороны того экземпляра извещения, которое забрал себе виновник ДТП. Официальными инструкциями этой копии не предусмотрено: оба участника заверяют подписями только лицевые стороны извещений друг друга, где указаны данные машин и водителей, а на обороте каждый волен изложить свою версию событий. Но ведь разногласий в причинах аварии быть не должно! Поэтому заранее, еще на месте ДТП, сфотографируйте заполненный «тыльник» анкеты виновника.

    Кстати, по новым правилам ОСАГО­ виновнику, в свою очередь, необходимо не только передать извещение собственному страховщику (на это отводится пять дней), но и в течение 15 дней не приступать к ремонту машины: ее могут затребовать на экспертизу, и, если повреждения уже устранены, страховая компания выставит регрессное требование и обяжет автовладельца возместить ей выплату, которую получил потерпевший.

    Сложно? Вот потому-то «европротокол» и буксует. И это не говоря о том, что оформление документов без участия полиции может открыть опасный простор для трактовки обстоятельств ДТП: ведь наверняка найдутся те, кто попытается, договорившись на месте и подкорректировав картину аварии, сокрыть «европротоколом» нарушения, грозящие крупным штрафом или лишением прав.

    Так что пока надежнее по старинке: первым делом звонить в полицию. Однако для раскрутки «европротокола» с октября в России заработал бесплатный круглосуточный колл-центр ВОСЭП (Всероссийской оперативной службы экстренной помощи пострадавшим при ДТП), которую организовал Союз спасателей России при поддержке коммерческих служб аварийных комиссаров и некоторых страховщиков. По задумке, при звонке на номер 8-800-700-97-22 водителю дадут развернутую правовую консультацию по оформлению ДТП, а затем предложат вызвать на помощь аварийного комиссара — уже за деньги: примерно за 2000 рублей.

    Что фотографировать к «европротоколу»?

    — Общий вид места аварии с характерными ориентирами: вывесками, адресными табличками, дорожными указателями; — Положение машин с привязкой к дорожной разметке, а также к тем знакам, которые действуют в зоне ДТП; — Следы от шин, обломки на месте столкновения; — Общий вид автомобилей с госномерами; — Общий план поврежденных элементов автомобиля и поврежденные детали крупным планом.

    Как получить деньги напрямую от виновника аварии

    Зачастую размер компенсации от страховой компании значительно меньше реального ущерба. Но страховщик производит выплаты только в рамках установленного лимита. Поэтому надеяться или требовать дополнительные возмещения бессмысленно. Но пострадавший имеет право потребовать разницу с виновника аварии.

    От виновника ДТП вы вправе потребовать:

    • Материальный ущерб на восстановление автомобиля;
    • Возмещение ущерба за моральный вред;
    • Утраченную прибыль от поездки.

    В основном по таким заявлениям судом выносится решение в пользу истца. При этом компенсацию от ответчика вы получаете не сразу, а небольшими частями ежемесячно.

  • Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector