Avtosfera76.ru

Авто Сфера №76
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Пьяный водитель может получить за ДТП до 15 лет лишения свободы

Пьяный водитель может получить за ДТП до 15 лет лишения свободы

Если водитель сел за руль пьяным и совершил ДТП, в котором пострадали люди, его могут посадить в колонию. Теперь за такое будут наказывать как за умышленное убийство. Есть реальный шанс получить 15 лет лишения свободы, а не три года, как раньше.

Когда водитель садится за руль даже после двух бокалов вина, он рискует провести за решеткой много лет — как будто он заранее задумал убийство и приготовился к нему, а не просто ехал с корпоратива домой и отвлекся на дороге.

С учетом поправок, которые приравняли сбежавших водителей к пьяным, в колонию можно попасть и за аварию в трезвом виде.

За езду в нетрезвом виде грозит 2 года тюрьмы: вступили в силу изменения в ПДД

С сегодняшнего дня вступают в силу изменения в ПДД. Помимо ужесточения ответственности за вождение в состоянии алкогольного опьянения, в новых правилах объяснили, как пользоваться европротоколом, а пешеходов обязали носить светоотражатели в ночное время за городом. Подробнее о нововведениях и о том, помогут ли они улучшить ситуацию на российских дорогах – в материале Право.Ru.

15 000 – именно такое количество ДТП с погибшими и ранеными произошло в 2014 году по вине водителей, севших за руль в нетрезвом виде. Это почти на 20 % больше, чем годом ранее. Под воздействием алкоголя находился каждый восьмой водитель, попавший в ДТП. Количество серьезных аварий, при оформлении которых зафиксировано состояние опьянения у водителя, выросло на 19,2% несмотря на то, что уже действовали новые штрафы в 30 тыс. и 50 тыс. руб. Более 30 тыс. водителей, которых в 2014 г. уличили в езде в пьяном виде, уже привлекались к ответственности за то же правонарушение, а некоторые из них – не один раз.
Однако неутешительная статистика может измениться – с сегодняшнего дня вступают в силу изменения в ПДД.

За повторное управление транспортным средством в состоянии опьянения или повторный отказ прохождения медосвидетельствования водитель будет нести наказание не по Административному, а по Уголовному кодексу – УК РФ дополнен статьей 264.1 «Нарушение ПДД лицом, подвергнутым административному наказанию». Таким образом, теперь нетрезвому водителю будет грозить штраф от 200 тыс. до 300 тыс. руб., или до 480 часов обязательных работ, либо лишение свободы на аналогичный срок. Срок лишения свободы может составить от двух до девяти лет в том случае, если в ДТП погибнут люди. Избежать медицинского освидетельствования с 1 июля также не получится – повторный отказ будет рассматриваться как уголовное преступление. Нарушение будет считаться повторным, если с момента истечения предыдущего наказания прошло не более года.

ПДД дополнили и другими существенными изменениями. Одно из них касается пешеходов – при движении вдоль загородных трасс их обяжут иметь на одежде световозвращающие элементы. В противном случае им грозит штраф.

Защитить планируется и детей – теперь для организованной перевозки детских групп численностью более восьми человек необходимо использовать автобус не старее 10 лет, который, кроме того, должен быть оборудован тахографом и аппаратурой для спутниковой навигации.

Изменились и правила оформления ДТП.

Теперь, если попавшие в аварию автомобили мешают движению, водители обязаны зафиксировать место ДТП, а также «следы и предметы, относящиеся к происшествию» с помощью фото или схематично, после чего самостоятельно убрать автомобили с проезжей части.

В случае, когда причиненный каждому из автомобилей ущерб не превышает 50 тыс. руб., участники аварии могут позвонить в полицию и сообщить об обстоятельствах ДТП, зафиксировать место ДТП. После этого водители, не дожидаясь автоинспектора, могут самостоятельно добраться до поста. Также разрешено оформлять аварию без помощи ГИБДД с помощью извещения системы ОСАГО, используя так называемый «европротокол», и самостоятельно направить документы в страховую компанию. Если участники мелкого ДТП претензий друг к другу не имеют, они могут просто разъехаться, ничего не оформляя.

Если водители не смогли выяснить, кто стал виновником произошедшей аварии, то, зафиксировав место ДТП и освободив проезжую часть, они должны обратиться в ГИБДД и либо дождаться приезда инспектора, либо оформить документы на ближайшем посту.

При ДТП с пострадавшими необходимо вызвать скорую и полицию, которые оформят документы и дадут справку для страховой компании. Водители могут зафиксировать место ДТП самостоятельно и освободить проезжую часть.

Также водители получили возможность купить и продлить полис ОСАГО в электронном виде: продление страховки будет возможно с 1 июля, а продажа полисов в интернете начнется с 1 октября.

Громкие ДТП, совершенные водителями в нетрезвом состоянии
– Уголовное дело возбуждено против судьи в отставке Ростовского областного суда Валерия Будаева. 27 сентября 2014 года Будаев, находясь в состоянии алкогольного опьянения за рулем принадлежащего ему автомобиля Toyota Highlander, выехав с места для парковки на проезжую часть и не справившись с управлением, столкнулся с двумя припаркованными у обочины автомобилями, а затем наехал на торговый павильон, внутри которого находились трое человек. Людям были причинены телесные повреждения различной степени тяжести.
Павел Семин, в прошлом иеромонах Илия, летом 2012 г. насмерть сбил дорожных рабочих на Кутузовском проспекте. Автомобиль Mercedes Gelandewagen, которым управлял иеромонах, на скорости не менее 140 км/ч въехал в зону ремонтных работ и сбил трех сотрудников дорожных служб, двое из которых скончались на месте, а один получил тяжкие телесные повреждения. В июне 2013 года Дорогомиловский суд Москвы приговорил его к 3 годам колонии, из которых он провел в заключении уже 2 года 4 месяца. Мосгорсуд отказался освободить Сёмина условно-досрочно.
-В июле 2012 г. в центре г. Москвы игумен Тимофей (Алексей Подобедов), настоятель храма Пророка Ильи в Обыденском переулке, на спортивном BMW Z4 стал виновником ДТП на Садовом кольце с участием нескольких автомобилей. От освидетельствования на состояние алкогольного опьянения Подобедов отказался, и в сентябре того же года был лишен водительских прав на год и восемь месяцев.
-В Калининграде сын топ-менеджера автомобильного холдинга «Автотор» Сергей Кривченко был приговорен к 3 годам и 11 месяцам колонии общего режима после того, как сбил двух человек на тротуаре. Управлявший внедорожником Lexus LX 570 Кривченко, находившийся в состоянии алкогольного опьянения, въехал в Mercedes Gelandewagen и попытался сбежать с места ДТП. Уходя от погони, он на полной скорости выехал на тротуар, по которому шли три девушки. Две из них погибли на месте, третья получила тяжелые травмы. В ходе следствия выяснилось, что десятью годами раньше автомобиль Kia Magentis под управлением Сергея Кривченко также стал участником ДТП, в котором погибли два человека. Кривченко тогда также сбежал с места аварии.
-Подмосковный священник Владимир Гаврилов, настоятель церкви Сергия Радонежского у источника «Гремячий ключ» в Сергиево-Посадском районе, был задержан полицейскими после мелкого ДТП в Нижегородской области, совершенного в пьяном виде. ДТП произошло еще 30 января на 348-м километре трассы Москва – Уфа. Материалы дела по ходатайству Гаврилова были направлены в один из подмосковных судов.

Вероятность осуждения к реальному лишению свободы для лиц, впервые привлекающихся к уголовной ответственности, невелика, полагает Алексей Каширский, адвокат МКА «Защита». За преступления небольшой тяжести назначение лишения свободы возможно только при наличии отягчающих обстоятельств, большинство из которых не подпадают под указанную ситуацию – такое отягчающее обстоятельство, как совершение преступления в состоянии опьянения, также не может быть признано в данной ситуации, так как оно уже учтено в качестве признака преступления, поясняет Каширский.

Читать еще:  Как проверить на наличие ДТП автомобиль бесплатно?

Но, тем не менее, риск назначения штрафа до 300 000 рублей и в любом случае судимости за умышленное уголовное преступление, многих остановит, полагает юрист. Если уж и этих мер окажется недостаточно, то нарушителей ждет реальный тюремный срок, отмечает он.
Законодатели рассчитывают на достаточно быстрый эффект от нововведений – они рассчитывают, что уголовная ответственность скорректирует ряд недостатков прежней системы штрафов, исключив зависимость эффективности наказания от материального состояния правонарушителя. Но подобный оптимизм разделяют не все.

«Можно долго спорить о необходимости ужесточать наказание за административные правонарушения и преступления, однако факт остается фактом, что суды по-прежнему питают благосклонность к должностным лицам, выявляющим их», – говорит Антон Пуляев адвокат, заместитель председателя коллегии адвокатов «ДЕ-ЮРЕ». Необходимо усиление персональной ответственности должностных лиц за незаконное привлечение к административной или уголовной ответственности, а также более внимательное отношения судов к нестыковкам при рассмотрении дел. Без этого говорить о том, что ужесточение наказания – это панацея, не приходится, считает юрист.

Кроме того, смущает появление в Уголовном кодексе формулировок «лицом, имеющим судимость», отмечает Алексей Каширский. «Дело в том, что ещё в 2003 году из Уголовного кодекса было полностью устранено само понятие неоднократности, включая ст. 16 УК, а также все квалифицирующие пункты в статьях особенной части кодекса, ввиду того, что нельзя нести ответственность за одно и то же деяние дважды. Привлечение к ответственности с формулировкой «лицом, имеющим судимость» создаёт как раз такие прецеденты. В настоящее время в общей части кодекса по прежнему отсутствует это понятие», – говорит адвокат. По его словам, введение в особенную часть указанных формулировок по сути противоречит Федеральному закону от 08.12.2003 года N 162-ФЗ: «По всей видимости, на этот счёт ещё предстоит высказаться Конституционному Суду Российской Федерации».

Заместитель московской коллегии адвокатов «Талион» адвокат Александр Гурин считает, что хотя и сложно прогнозировать, как повлияет очередное ужесточение мер наказания за нарушение ПДД, вплоть до уголовной ответственности, можно однозначно сказать, что моментальной реакции среди водителей на данные нововведения не будет.

Резонансное ДТП с Ефремовым: стоит ли ужесточать наказание за пьяное вождение

8 июня актер Михаил Ефремов сел пьяным за руль и попал в ДТП, в результате которого погиб человек. В Сети появилось мнение о необходимости ужесточать наказание за вождение в нетрезвом состоянии.

Политолог, старший преподаватель МГУ имени М.В. Ломоносова Артем Косоруков

Согласно 264 статье УК РФ, лицо, которое в процессе управления автомобилем и иным механическим транспортным средством находилось в состоянии опьянения, наказывается в диапазоне от штрафа в размере 200-300 тысяч рублей до лишения свободы на срок до 3 лет. Однако подобные меры не останавливают пьяных водителей от управления транспортным средством: так, согласно данным Госавтоинспекции, за первый квартал 2020 г. в России произошло 2,1 тысячи «пьяных ДТП», в которых погибло более 440 человек, около 3 тысяч пострадало, что лишь немногим менее показателей первого квартала 2019 года.

В России дозволенный порог в 0,3 промилле существует скорее для учета погрешностей алкотестеров и не влияет на снижение общего числа ДТП с участием пьяных водителей. Большинство «пьяных ДТП» связаны со значительным превышением данного порога, когда водители «сознательно» управляют автомобилем уже в неадекватном состоянии.

В связи с резонансным ДТП с участием известного актера Михаила Ефремова в сети активно обсуждаются инициативы по ужесточению действующего российского законодательства, направленного на борьбу с пьяными водителями. Здесь сразу следует отметить, что в современной российской практике увеличение штрафов и уголовных сроков за езду в пьяном виде не оказывает существенного влияния на статистику данной категории ДТП. Дело в том, что куда более важную роль здесь играет правоприменительная практика и общая эффективность работы ГИБДД, культура и мотивация водителей, которые позволяют себе садиться за руль, не испытывая особого страха перед возможным наказанием.

По сути, решить проблему пьяных водителей можно только комплексом мер, направленных не столько на борьбу, сколько на профилактику и предупреждение пьянства за рулем: с одной стороны, необходимо добиваться более эффективной и системной работы ГИБДД по выявлению пьяных водителей, протоколированию нарушений и передаче материалов в суд, более последовательной антикоррупционной работы в структуре ГИБДД, с другой стороны, необходимо предоставить ГИБДД более действенные нормативно-правовые инструменты пресечения пьянства за рулем, например, сократив число должностных категорий среди судей, прокуроров и военных, которых нельзя в обычном порядке отстранять от управления транспортным средством при наличии подозрения на алкогольное опьянение водителя.

Если говорить о социальном измерении проблемы пьяных водителей, то со стороны государства здесь необходима более последовательная работа по внедрению системы цифровых профилей водителей, которая позволит не только выявлять и наказывать водителей-нарушителей, но и увязывать их поведение на дороге с общей доступностью социально-экономических благ и услуг (наподобие системы социального рейтинга в Китае, когда нарушителю ПДД существенно ограничивают доступ к банковскому кредиту, приобретению билетов на самолеты и поездка, получению престижной работы и др.).

Петр Гусятников, старший управляющий партнер юридической компании PG Partners

На мой взгляд, законодательство надо ужесточать и переводить ответственности за ДТП, совершенное водителем, находящимся в состоянии опьянения, целиком в Уголовный кодекс РФ.

Сейчас если по вине пьяного водителя произошло ДТП, но люди не пострадали, ему грозит только штраф 30 тыс. рублей и лишение права управлять транспортным средством на срок от 1,5 до 2-х лет.

На мой взгляд, это неправильно. Водитель, который сел за руль в состоянии опьянения уже потенциальный преступник. Если по его вине произошло ДТП и никто не пострадал — то это счастливая случайность. Я считаю, что за вождение в пьяном виде, даже если это не привело к аварии, необходимо очень жестко наказывать. За это должна быть предусмотрена уголовная ответственность, предполагающая лишение свободы, например, на срок от 3-х месяцев до года. Только тогда желающих садиться пьяными за руль действительно может стать меньше.

Что же касается ситуаций, когда в результате «пьяного» ДТП пострадали или погибли люди, то летом прошлого года президент уже ужесточал законодательство в этом отношении. Сейчас (ч. 2,4,6 ст. 264 УК РФ) если в результате аварии был причинен тяжкий вред здоровью пьяному водителю грозят принудительные работы на срок до пяти лет с лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишение свободы на срок от 3 до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

Если в результате такого ДТП погиб один человек — наказывается лишением свободы на срок от 5 до 12 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

Если ДТП привело к смерти двух и более лиц — наказывается лишением свободы на срок от 8 до 15 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

На мой взгляд — это справедливо.

Что касается международной практики, то во многих странах за езду в пьяном виде предусмотрен не только штраф и лишение прав, но и лишение свободы.

Например, в Великобритании и Италии нетрезвый водитель может лишиться свободы на срок до 6 месяцев, в Китае и Японии — до 3-х лет, во Франции — до 2-х лет.

Кандидат юридических наук, директор Центра исследований и экспертиз Департамента ПРЭД Финансового университета при Правительстве РФ Венера Шайдуллина

Только в июне 2019 года Владимир Путин подписал закон об ужесточении наказания за ДТП в состоянии опьянения. И вот опять эта тема поднимается. Ряд инцидентов ( в Москве и в Воронеже) получили широкую огласку. В Госдуме считают, что сейчас наказание соразмерно преступлению. Сейчас, если ДТП привело к смерти человека, виновник получит от 5 до 12 лет лишения свободы, в Великобритании ему грозит 14 лет тюрьмы, а в Тайланде виновника могут приговорить к смертной казни. А за причинение тяжкого вреда здоровью, предусматривается ужесточение наказания от 3 до 7 лет лишения свободы.

Читать еще:  Вызов сотрудников ГИБДД при ДТП

Возможно, стоит увеличить штрафы, в случае если водитель попался пьяным за рулет. Сейчас у нас в стране он составляет 30 тысяч рублей в то время как в соседней Белоруссии 12,5 тысяч долларов и прав там лишают не на 1,5 а на 3 года. В Чехии штрафы исчисляется объемом выпитого алкоголя, и могут составлять 250-500 долларов. Хоть в Великобритании и высокая планка нормы содержания алкоголя в крови, но тут и самые трезвые водители, потому что за вождение в нетрезвом виде водителям грозит штраф 7200 евро. Во Франции за подобные нарушения могут посадить в тюрьму на 10 лет, а в Китае пьяного водителя могут приговорить к смертной казни.

Маркетолог, project менеджер Наталья Зенюкова

Не так давно всё российское общество потрясла авария с участием известного артиста М. Ефремова.

Изначально было возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 264 Уголовного кодекса (нарушение лицом, управляющим автомобилем, правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, если оно совершено лицом, находящимся в состоянии опьянения), затем дело было переквалифицировано на 4 часть (повлекшее по неосторожности смерть человека, если оно совершено лицом, находящимся в состоянии опьянения), наказание за которое установлено от 5 до 12 лет лишения свободы.

Очень многие после этого стали писать и говорить, что Ефремов убил человека и поэтому наказание от 5 до 12 — слишком мягкое.

Но с точки зрения уголовного права данная позиция ошибочна, так как убийство — это умышленное причинение смерти, а ДТП, повлекшее смерть, — это неумышленное причинение смерти, и именно этим данные преступления и различаются.

В любом случае, до апреля 2019 года наказание за причинение смерти в результате ДТП в состоянии опьянения было намного мягче — всего от 2 до 7 лет лишения свободы, что не в полной мере отвечало интересам защиты жизни и здоровья человека как высшей государственной ценности.

С апреля 2019 г. сроки наказания увеличили почти в 2 раза — от 5 до 12 лет лишения свободы и оно стало практически таким же, как за умышленное убийство человека (статья 105 Уголовного кодекса, наказание от 6 до 15 лет).

Конечно, утрата близкого человека по вине пьяного водителя — это всегда боль и, безусловно, родственники имеют право требовать максимально жесткого наказания для виновного лица, однако не следует забывать, что при назначении наказания учитываются принципы справедливости и гуманизма, поэтому наказание за ДТП не может превышать наказания за умышленное общеуголовное убийство.

Как писал Шарль Монтескье, — «Вникните в причины всякой распущенности, и вы увидите, что она проистекает от безнаказанности преступлений, а не от слабости наказаний». Аналогичное мнение высказал и известный декабрист П. И. Пестель — «Ничто не будет столь сильно от преступления удерживать, как уверенность в неизбежности наказания, ибо самое даже малозначащее страдание, коего нет возможности отвратить, действует сильнее на людей, нежели страх перед большим наказанием, соединенный с надеждою оному не подвергнуться».

Таким образом, главный принцип уголовного наказания — его неотвратимость и неизбежность, а не жесткость или жестокость.

Режиссер, продюсер Леонид Хромов

Да, возможно стоит ужесточить наказание для водителей, управляющий в состоянии алкогольного опьянения. В разных странах мира законы разные. Самые жесткие в Китае, за аналогичное ДТП можно получить смертную казнь. Но, проблема не в этом. Проблема России в неисполнении законов. Да, ужесточение законов немного умерит пыл любителей выпить, но не намного.

Проблема гораздо глубже — у нас нет культуры вождения, культуры уважения друг к другу. У нас каждый на дороге чувствует себя королем. Особенно чувствуется это тогда, когда какой-нибудь быдло с большими деньгами и связями покупает себе крутой внедорожник и начинает на всех плевать свысока. У нас нет культуры уважения друг к другу с детства — еще со школы, далее в автошколах, цель которых выманить бабки у клиента и неважно, научился он азам вождения или нет.

Нужно начинать с себя и повышать свою культуру вождения и общения с другими водителями и людьми в целом. Ведь если каждый начнет уважать друг друга, то наше общество станет здоровым и счастливым и просто не захочется пить за рулем, а не потому, что законы строгие. Повышаем сознание, друзья.

Управление мотоциклом в состоянии опьянения

Вождение скутера или мотоцикла пьяным карается сравнительно невысокими штрафами.

  • 800 рублей – если был пойман в состоянии алкогольного опьянения.
  • 1500 рублей – если, будучи пьяным, нарушил правила дорожного движения.

Однако такие штрафы актуальны только для первого правонарушения подобного толка. За повторный проступок водитель мотоцикла карается так же, как и автомобилист: лишением прав за вождение в нетрезвом виде и тюремным заключением.

Что в Украине и России

3 июля 2020 года в газете «Голос Украины» опубликован закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения досудебного расследования отдельных категорий уголовных правонарушений». Документ исключил подпункт, который вводил в Уголовный кодекс статью «Управление транспортными средствами в состоянии алкогольного, наркотического или другого опьянения или под воздействием лекарственных препаратов, снижающих внимание и скорость реакции», которая была введена в действие 01 июля 2020 года. То есть норма просуществовала всего 2 дня.

Адвокат, кандидат юридических наук Денис Головин отмечает, что стоит руководствоваться не сайтом ВРУ, где размещены нормативно-правовые акты, а официальными печатными изданиями! На сайте ВРУ изменения еще не внесены!

Таким образом, нардепы отменили уголовную ответственность за совершение соответствующего деяния и оставили административную,
– добавляет Головин.

За управление транспортом водителями в состоянии алкогольного, наркотического или другого опьянения предусмотрено такое наказание:

  • за первое правонарушение в течение года — штраф 10 200 гривен и 1 год лишения права управления транспортным средством;
  • за повторное правонарушение в течение года — штраф 20 400 гривен и 3 года лишения права управления транспортным средством;
  • за третье и более нарушений в течение года — штраф 40 800 гривен и 10 лет лишения права управления транспортным средством.


Никто не имеет права садиться за руль в нетрезвом состоянии / Фото 24 канала

13 июля 2020 года нардепы проголосовали в первом чтении за законопроект, ужесточающий ответственность водителей за управление транспортом в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. В случае, если водитель в таком состоянии повлечет аварию, которая приведет к смерти других людей, – ему грозит до 12 лет тюрьмы. Стоит отметить, что этот законопроект был зарегистрирован еще в конце декабря 2019 года.

То есть, как видим, привлечение к ответственности за нетрезвое вождение, которое повлекло ДТП, происходит на общих основаниях, поскольку алкогольное опьянение или состояние, вызванное употреблением наркотических или других одурманивающих средств и другое, не является квалифицирующим признаком состава.

Президент Украины Владимир Зеленский выступил за пожизненное заключение для водителей, которые в нетрезвом состоянии создают ДТП, вызывающие гибель людей. Об этом президент заявил во время встречи с Кабмином.

Адвокат Лаврентий Царук отмечает, что алкоголь и вождение абсолютно несовместимые вещи. Такое поведение водителя может привести к трагедиям, как это произошло в Москве, где актер Михаил Ефремов, находясь в нетрезвом состоянии, вероятно, стал виновником смертельного ДТП.

Читать еще:  Регресс по ОСАГО с виновника ДТП

Какова ответственность за пьяное вождение в России?
Штраф – 30 тысяч рублей (11 600 грн), за рецидив – до 300 тысяч рублей (116 тысяч грн). Лишение прав на 1,5 или два года, за рецидив – на три года. Также предусмотрено и ограничение или лишение свободы. К примеру, за повторное преступление предусматривается два года заключения. Езда в нетрезвом виде, что привела к ДТП – лишение свободы на срок от 3 до 7 лет. Если ДТП привело к гибели людей – лишение свободы на срок от 8 до 15.


В Украине достаточно мягкие штрафы для водителей / Фото 24 канал

Последствия для водителя, который попал в ДТП в нетрезвом виде

Итак, состояние опьянения одного из водителей установлено по результатам медицинского освидетельствования, или не установлено ввиду отказа от его прохождения. Для такого водителя законом предусмотрены следующие последствия:

  • административная ответственность
  • уголовная ответственность
  • гражданско-правовая ответственность, которая зависит от наличия вины в ДТП

Водителю, который попал в ДТП в нетрезвом виде, но не по своей вине, стоит задуматься об оформлении аварии без вызова сотрудников ГИБДД. Состоянии опьянения – тяжелейшее правонарушение. При выявлении показателя алкоголя в крови, значение которого больше, чем 0,16 мг/литр воздуха, привлечение к административной ответственности неизбежно.

Наказание за пьяное вождение смягчили: какие теперь штрафы

1 июля вступил в силу закон, который вводит уголовную ответственность за управление автомобилем в нетрезвом состоянии. А день спустя президент Украины Владимир Зеленский подписал закон, отменяющий уголовную ответственность за вождение автомобиля в нетрезвом состоянии.

Сайт «Сегодня» разобрался, что по итогу грозит пьяным водителям и почему изменили наказание.

Как менялось законодательство

Вступивший в силу 1 июля закон № 7279-д был принят еще в 2018 году. Главное новшество – вождение в пьяном виде квалифицировали как уголовное преступление, а не административное нарушение.

Согласно новому закону, уголовная ответственность должна была наступать в таких случаях: вождение в нетрезвом состоянии, допуск за руль нетрезвого лица, отказ пройти медицинское освидетельствование на опьянение, употребление водителем алкоголя после ДТП.

К тому же, выросли штрафы для пьяных водителей:

    за нарушение вышеупомянутых правил — от 17 тыс. до 34 тыс. грн, а также лишение права управлять транспортным средством на срок до 3 лет;

  • при повторном правонарушении — штраф до 51 тыс. грн с лишением права вождения от 2 до 3 лет.
  • Но 17 июня 2020 нардепы приняли закон № 3314, который отменяет уголовную ответственность за вождение в нетрезвом виде. 2 июля его подписал президент, и закон вступил в силу на следующий день после публикации.

    Что теперь угрожает нетрезвым водителям

    Ответственность за вождение в нетрезвом состоянии снова стала административной, как до 1 июля 2020 года, а вот штрафы выросли.

    Неразбериха возникает с теми водителями, которые попались на пьяном вождении в период действия уголовной ответственности за пьяное вождение, а также с теми, на кого составили административные протоколы до 1 июля, но само дело не рассмотрели.

    «2 июля президент Украины подписал закон, которым статья 286-1 Уголовного кодекса Украины — отменяется. Это означает, что за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения лицо будет по-прежнему нести административную ответственность. Новые изменения вступают в силу со дня, следующего после дня опубликования. Что касается ст. 130 Кодекса об административных правонарушениях, внесенными изменениями увеличен административный штраф за управление транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения. С 1 июля размер штрафа составляет 17 тыс. гривен. Ранее штраф составлял 10 200 гривен», — поясняет Евгений Рияко, адвокат, управляющий партнер ЮК RIYAKO & PARTNERS.

    Юристы считают, что нетрезвые водители, которых успели поймать за период действия закона об уголовной ответственности, будут притянуты за административное правонарушение.

    «Лица, которых начали привлекать к уголовной ответственности за совершение такого проступка, освобождаются от нее, и к ним применяется административная ответственность. В пояснительной записке к закону, который отменяет уголовную ответственность, в том числе за вождение в нетрезвом состоянии, говорится о том, что Кабинет министров Украины и правоохранительные органы с 22.11.2018 не смогли подготовить соответствующие нормативно-правовые акты, не создали необходимые подразделения и не определили исполнителей», — поясняет Василий Рущак, адвокат, управляющий партнер ЮФ PROPERTY.

    Адвокат еПраво и эксперт гражданской платформы LEAD office Тарас Гук полагает, что по нарушителям, попавшимся до 1 июля, дела которых не рассмотрены, суды будут принимать решения в индивидуальном порядке.

    «Если руководствоваться формальным подходом, закон, которым введена уголовная ответственность, амнистировал всех этих водителей. Сейчас суды будут по своему усмотрению решать, закрывать такие дела, или привлекать нарушителей к ответственности, которую уже отменили. Важно, что сейчас полиция оформляет всех нетрезвых по админпротоколам», — поясняет Гук.

    На брифинге МВД поясняли, что в законе, который вводил уголовную ответственность за «пьяное» вождение, была слишком сложная процедура. Так, патрульная полиция после остановки нарушителя должна была вызывать штатного дознавателя, который бы все оформил, составил акт освидетельствования и только через 72 часа подписывали подозрение и направляли в суд.

    Адвокат Тарас Гук также считает, что процедура была неэффективной.

    «Если оформлением материалов по административной ответственности водителя занималась патрульная полиция (штат 12000), то уголовную ответственность документирует дознаватель в составе следственной группы из участка полиции. Эти следователи и до этого были загружены, а сейчас им добавили массовое нарушение, ежедневно до 1000 нетрезвых водителей фиксируется. Оформление одного пьяного водителя вместо 1 часа патрульного теперь занимает 3-5 часов работы следователей и того же патрульного», — поясняет Гук.

    Как наказывают пьяных водителей за границей

    В пресс-службе Федерации автопрома Украины нам рассказали, что опыт стран ЕС показывает, что уголовная ответственность начинается с превышения допустимого содержания алкоголя в крови водителя и призвана уменьшить количество ДТП в целом. Лидерами по размерам штрафов в Европе считаются скандинавские страны. Несмотря на то, что, к примеру, в Швеции, как и в Украине, относительно низкая предельная граница допустимого алкоголя в крови (0,2 промилле), сумма штрафа для подобного нарушения напрямую зависит от уровня доходов водителя.

    «Минимальный размер штрафа — сумма, которую водитель зарабатывает за 40 дней. А содержание алкоголя в крови более допустимой нормы грозит водителю лишением свободы на срок до двух лет. Есть и другой пример – скажем, Германия, где минимальный штраф за минимальное содержание алкоголя в крови составляет 500 евро, что несет за собой административную ответственность. И в случае превышения допустимой нормы 0,5 промилле правонарушителю грозит уже уголовная ответственность и штраф, как и в Швеции, соответствующий уровню его доходов. Что касается тюремного заключения, то в Германии оно грозит тем, кто попадается повторно. В Польше же можно лишиться водительского удостоверения на срок до 10 лет и оказаться в тюрьме на срок до двух лет, если уровень алкоголя в крови превышает 0,5 промилле. В этой стране по статистике значительное количество ДТП (9% от общего количества ДТП) происходит именно по вине водителей в состоянии алкогольного опьянения»,— отмечают в Федерации автопрома.

    Эксперты добавляют, что лидером по жесткости наказаний пьяных водителей остается Япония. Именно там был выписан самый крупный штраф в истории — 2,5 миллиона долларов за вождение в нетрезвом виде и ДТП с пострадавшими. При этом в Японии наказание распространяется даже на пассажиров, которые не остановили пьяного водителя.

    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector