Avtosfera76.ru

Авто Сфера №76
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

ГИБДД больше не выдает справки о ДТП

ГИБДД больше не выдает справки о ДТП. Как это работает, кто виноват и что делать?

С 20 октября ГИБДД не оформляет справки о дорожно-транспортных происшествиях, и уже есть первые вполне прогнозируемые результаты: споры водителей с инспекторами, конфликты со страховыми компаниями, неразбериха в общении МВД и Российского союза страховщиков. А главное — вполне реальный риск для автовладельцев остаться без страхового возмещения.

За прошедшее время набралось немало сообщений о случаях, когда инспекторы, оформляя ДТП по-новому, выдают водителям на руки только оригиналы или копии постановления об административном правонарушении (или протокола), в котором, как обычно, указан виновник, но не приведены необходимые для страховщиков данные о других участниках происшествия, о повреждениях автомобилей, о собственниках и об их страховых полисах. Представители ГИБДД уверяют водителей, что всю информацию страховщики получат «в электронном виде», — и умывают руки, а страховые компании, в свою очередь, напоминают автомобилистам, что закон об ОСАГО никто не отменял, а его статья 11 по-прежнему требует представить в страховую «документы о дорожно-транспортном происшествии, оформленные уполномоченными на то сотрудниками полиции», — именно таким документом и была справка о ДТП. Исключением для закона остаются лишь случаи, подпадающие под европротокол (только имущественный вред и отсутствие споров по поводу виновника), но его оформляют далеко не все, рассчитывая как раз на то, что документы от ГИБДД надежнее.

Наглядный пример, когда сотрудники ГИБДД оформили документы вроде бы по новым требованиям, но «для галочки». Постановления об административном правонарушении дополнены некоторыми сведениями для страховой компании, но среди них не хватает VIN-номеров автомобилей, даты рождения водителей, данных о собственниках, телефонных номеров и данных об освидетельствовании. Такие документы от ГИБДД в страховой скорее всего не примут и попросят дооформить извещение с полным набором данных

Ну а дальше — вполне логичный замкнутый круг, в котором страховщики и полиция по очереди отфутболивают автомобилистов. Хотя на самом деле все должно было работать иначе.

1. Проверка документов вне стационарных постов ГИБДД

Ранее проверка документов в качестве основания к остановке автомобиля могла служить только в случае, если такая проверка осуществлялась на стационарных постах. В новой версии регламента эта оговорка исключена.

Казалось бы, теперь инспектор ДПС может остановить вас для «проверки документов» где угодно и в каких угодно случаях. Однако, это не так. В пункте 106 нового регламента перечислены основания для проверки документов водителя. К ним относятся:

  • Выявление признаков нарушения правил дорожного движения;
  • Наличие ориентировок либо данных, указывающих на причастность водителя к совершению ДТП, преступления или административного нарушения;
  • Проведение мероприятий по предупреждению ДТП;
  • Установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области безопасности дорожного движения.

Таким образом, требования к проверке документов только ужесточились – для этого необходимы перечисленные основания.

Новый регламент ГИБДД: что изменилось

Фото: Геннадий Михеев / «Парламентская газета»

С 20 октября вступил в силу новый административный регламент ГИБДД. Инспекторам, в частности, теперь запрещено устраивать «засады» и изымать права водителей на месте. Однако останавливать транспортные средства можно будет везде и без причины. Содержание новых правил, контролирующих взаимодействие автовладельцев и сотрудников Госавтоинспекции специально для «Парламентской газеты» разъяснил первый замглавы Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству, председатель межрегиональной общественной организации автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков.

Остановка по требованию

Согласно ведомственному приказу МВД №664, инспекторы ГИБДД вновь наделяются правом останавливать автомобилистов для проверки документов в любом месте дороги, а не только на стационарных постах. Кроме того, в соответствии с новыми нормами водителей теперь можно остановить для проверки без видимых причин. Ранее останавливать автомобиль можно было только в трёх случаях — на стационарных постах для проверки документов или досмотра, за конкретные нарушения правил дорожного движения и при проведении специальных мероприятий.

Читать еще:  Когда можно оформить европротокол при ДТП?

«В нынешнем варианте ведомственного регламента можно без причины остановить любой автомобиль и в профилактических целях проверить его», — рассказал Вячеслав Лысаков. По мнению депутата, эта мера вполне оправданна хотя бы потому, что в автомобиле может находиться угонщик либо человек, находящийся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Вести видеосъёмку можно, но осторожно

Новые правила определяют и порядок общения инспекторов с водителями. Так, инспекторам прямо запрещается допускать в отношении водителей грубости и дискриминационные высказывания по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных взглядов. Сотрудники ГИБДД не смогут делать предвзятые замечания, допускать оскорбительные выражения или реплики, а также действия, «провоцирующие противоправное поведение».

Регламент также обязывает инспекторов ГИБДД сопровождать водителей обратно к автомобилю после проверки на опьянение с помощью алкотестера в случаях, когда тест проводится на постах ДПС, к которому водителя отвозят с места остановки машины. В устаревшем приказе содержалась лишь норма о том, что инспекторы обязаны возвращать водителей к машине после медицинского освидетельствования в больнице в случаях, если опьянение не было обнаружено.

Согласно одному из положений приказа, с 20 октября водители будут обязаны передавать документы инспектору без «удерживающих устройств» — цепочек и брелоков, с помощью которых некоторые водители пытаются не позволить инспектору унести права в машину ДПС. Также в отличие от устаревшего приказа №185 из нового регламента пропала норма, запрещающая сотрудникам ГИБДД препятствовать автомобилисту вести видеосъёмку.

«Конституция, Гражданский кодекс и Закон «О полиции» разрешают водителю фиксировать события, которые с ним происходят, включая диалог с полицейским, — пояснил Лысаков. — Другое дело, что не всё можно выкладывать в публичное пространство». По его словам, водители по-прежнему могут вести видеозапись разговора с гаишником с целью впоследствии обжаловать действия должностного лица. Но поскольку регламент является внутренним служебным документом, то пункт, регламентирующий действия граждан, там неуместен, из-за чего его оттуда убрали.

Правда, обратил внимание депутат, здесь возникают риски, что некоторые инспекторы начнут своеобразно понимать исчезновение этого пункта и будут оказывать давление на водителей с целью запретить приводящуюся видеосъёмку. В то же время, отметил Лысаков, руководство ГИБДД недавно разъясняло свою позицию по этому вопросу и отрапортовало, что все положения регламента будут донесены до низовых звеньев Госавтоинспекции, так что никаких проблем у водителей не возникнет.

Без государственного участия

Важная составляющая нового регламента ГИБДД — то, что инспекторы дорожно-постовой службы больше не будут выдавать справки о ДТП. В среде автомобилистов такая новость первоначально вызвала опасения, что в связи с этим могут возникнуть сложности при оформлении страховых случаев при авариях для последующих выплат. Однако позднее в ГИБДД разъяснили, что в выдаче подобных справок нет необходимости, поскольку после аварии водителю вручают копию протокола о ДТП либо копию постановления по делу об административном правонарушении и в этих документах есть вся необходимая информация для страховых компаний.

Читать еще:  Оформление ДТП если виновник скрылся?

«Момент, который может создать путаницу в отношениях между гражданами, государством и страховыми компаниями, — это то, что полиция отказалась от выдачи специальных справок дорожно-постовой службы. Но это совершенно правильное решение, — убеждён Вячеслав Лысаков. — Потому что если в аварии пострадали люди, то государству необходимо участвовать и формализовать весь этот процесс в виде уголовного либо административного производства. А если пострадало только «железо», то в соответствии с нормами европротокола ДТП можно оформить самостоятельно — зафиксировать ситуацию с помощью фото- и видеосъёмки и убрать машину с дороги, не создавая пробок».

Кроме того, по мнению депутата, необходимо директивно запретить выезд дорожно-постовой службы на незначительные ДТП, потому что мелкая авария — это проблема двух человек, которые в ней участвовали, и страховых компаний. «Это гражданско-правовые отношения. И вмешиваться в них государству нет никакой нужды, — считает замглавы думского комитета. — Поэтому справки не должны в Госавтоинспекции выдавать. Она может выдать протокол, копию протокола или постановления, в котором все необходимые для страховщиков вещи указаны».

Камеры в неположенном месте

Новые правила коснутся и установки автоматических камер слежения. Раньше применять средства автоматической фиксации нельзя было в местах, где действуют временные дорожные знаки. Отныне такие устройства будут размещаться во время проведения ремонтных работ в зонах действия ограничивающих скорость временных знаков жёлтого цвета, но только до окончания ремонтных работ. К принятию такой меры ГИБДД подвиг рост количества ДТП в зонах сужения проезжих частей в связи с ремонтом дорожного покрытия и реконструкции дорожных сетей.

Парламентарий с сожалением отметил, что временные знаки, которые остаются на своих местах после окончания ремонта, иногда являются источником «нетрудовых доходов» некоторых инспекторов ДПС. Для того чтобы бороться с подобными злоупотреблениями, депутат предложил усилить общественный контроль и контроль со стороны должностных лиц.

По техническим причинам

Часть изменений в регламенте носит технический характер и приводит правила в соответствие с действующими федеральными законами. Например, из регламента ГИБДД пропала возможность изъятия водительских прав и снятия номеров. Также водители получили возможность предъявлять по требованию инспектора не только бумажный полис ОСАГО, но и распечатку электронного полиса.

«Каких-то сенсационных изменений здесь нет, — подчеркнул Вячеслав Лысаков. — Но поскольку текст не менялся в течение восьми лет, то естественно, что некоторые положения документа не соответствуют изменениям в законодательстве, принятом за этот отрезок времени. Такие изменения произошли в Законе «О безопасности дорожного движения», в Кодексе об административных правонарушениях и в Правилах дорожного движения. Так что документ просто приведён в соответствие с действующим федеральным законодательством и другими нормативно-правовыми актами».

Пожалуй, самым важным новшеством нового регламента можно назвать отмену справки о ДТП. Инспекторы больше не будут заниматься выдачей справок об авариях для страховых компаний, ограничившись оформлением протокола и постановления об административном правонарушении. А водители должны будут заполнить извещение о ДТП (его бланки можно получить в страховой компании или скачать в интернете).

При этом действующие правила ОСАГО и большинство договоров каско требуют от автовладельца, желающего получить страховую выплату, предъявления справки о дорожно-транспортном происшествии. Судя по всему, теперь придётся ждать, когда Центральный банк внесёт поправки в правила ОСАГО, а до тех пор у страховых компаний будет формальный повод отказать в выплате возмещения.

Наши новости теперь можно читать в Телеграме — заходите!

Читать еще:  Как сообщить в страховую компанию о ДТП?

Подпишитесь на наши новости в Яндекс Дзене.

Не первая проблема во взаимодействии страховщиков и ГИБДД

Вице-президент ФАР Дмитрий Клевцов в этом вопросе поддерживает ГИБДД.

— Если нет пострадавших, то страховые компании сами должны заниматься оформлением ДТП. Другое дело, что у страховых компаний на первом месте стоит сбор денег и придумывание различных причин, чтобы не осуществлять выплаты, — говорит Клевцов.

По его словам, у РСА это не единственная проблема во взаимодействии с ГИБДД. 10 июля вступили в силу новые правила по регистрации транспортных средств, согласно которым не требуется полис ОСАГО. Подразумевается, что ГИБДД должна запрашивать эти данные у страховщиков через систему электронного взаимодействия, однако на деле схема не работает.

Также из регламента убрали уже недействующие нормы о снятии номеров и изъятии у автомобилистов водительских прав.

— В части водительских удостоверений… Мы уже забыли, когда последний раз изымали водительское удостоверение. На сегодня ничего не изымается. Потому что изъятие водительских удостоверений предусматривает принятие соответствующего решения, которое находится в компетенции суда, — пояснил Юрий Дёмин.

Кстати, он предупредил, что после вынесения судом решения о лишении права на управление автомобилем водитель сам должен в течение трёх дней сдать в ГИБДД своё водительское удостоверение.

Нужна ли справка о ДТП?

Вот уже больше месяцаавтоинспекторы не выдают справки водителям, попавшим в ДТП. Произошло это после вступления в силу нового Административного регламента МВД по надзору за дорожным движением. Коррективы внесла сама жизнь: процедура оформления дорожно-транспортных происшествий для их участников упростилась, в ряде случаев зафиксировать факт ДТП можно без участия сотрудников полиции. Поэтому справка стала анахронизмом. Так считают в ГИБДД. Банк России также рекомендует водителям не беспокоиться.

Комментарий управляющего Отделением по Курской области ГУ Банка России по Центральному федеральному округу Евгения Викторовича Овсянникова:

— Страховые компании при урегулировании убытков по ОСАГО не имеют права требовать от потерпевшего предоставления справки о ДТП по авариям, которые произошли 20 октября 2017 года и позднее. Новый Административный регламент МВД не предусматривает выдачу участникам дорожно-транспортного происшествия справки о ДТП сотрудниками полиции.

Теперь потерпевший должен предоставить в страховую компанию извещение о ДТП, которое на месте аварии заполняют его участники,копию протокола и постановления об административном правонарушении, если оформление аварии осуществлялось при участии сотрудников полиции.Составление таких документов предусмотрено законодательством. Именно в этих документах фиксируется информация о водителях и транспортных средствах, их видимых повреждениях, страховых полисах ОСАГО водителей — участников аварии. Этих данных достаточно, чтобы страховщик мог установить объективную картину ДТП, определить размер причиненного ущерба и принять решение о страховой выплате. При необходимости всю дополнительную информацию страховые компании могут получить самостоятельно — например, из автоматизированной системы ОСАГО.

То есть, по авариям, случившимся с 20 октября этого года, требование справки о ДТП, которую раньше выдавали в полиции, неправомерно. Страховщики обязаны рассматривать заявления потерпевших о страховом возмещении или прямом возмещении убытков по ДТП без такой справки.

Обращаем внимание автовладельцев на такой нюанс: если ДТП оформлялось с участием сотрудников ГИБДД (то есть не европротокол), проверьте, чтобы полицейские вписали необходимую информацию в копию протокола или постановление об административном правонарушении.

Официальное разъяснение о применении отдельных норм Положения Банка России №431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» опубликовано 23 ноября 2017 года на сайте мегарегулятора www.cbr.ru.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector