Avtosfera76.ru

Авто Сфера №76
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Оформление ДТП с ГИБДД порядок действий

В 2018 году в России ГИБДД было зарегистрировано более 168 000 дорожно-транспортных происшествий. А число мелких аварий, участники которых решают конфликт без представителей органов правопорядка, подсчитать и вовсе не представляется возможным. Каждый водитель, даже самый аккуратный, ежедневно рискует попасть в ДТП и боится этого. Но за рулем будет куда спокойнее, если точно знать, как действовать в случае аварии.

Каждый день в России происходит около 450 ДТП

Мы подготовили для вас видео с короткой и понятной справкой о порядке действий при ДТП. А дальше подробно разберем, как вести себя, если вы стали участником аварии.

Может ли водитель засудить ГИБДД за отказ оформить дорожную аварию

Наверное, каждый водитель в России знает, что оперативность не свойственна сотрудникам ГИБДД, выезжающим для оформления ДТП. Исключение, которые не поворачивается язык назвать счастливыми, составляют дорожно-транспортные происшествия с тяжелыми последствиями, в которых есть пострадавшие. Что касается мелких аварий, то появления инспекторов ДПС можно ждать часами. Иногда они вообще не приезжают.

Сказки о потерянном времени

Именно такая история недавно произошла с одним жителем Москвы. В первый рабочий день 2020 года он обнаружил приличную царапину на переднем бампере своей машины, припаркованной возле дома. Сомнений не было – зацепил кто-то из соседей, когда выезжал со двора. И, как это принято говорить, скрылся с места аварии.

К счастью, есть полис добровольного автострахования. Каско для новой машины обошлось в круглую сумму, но теперь страховка пригодится. В страховой компании посоветовали – вызывай сотрудников ГИБДД. Принципиальное значение имеет, чтобы они в установленном порядке все оформили, только тогда гарантировано полное возмещение затрат на ремонт.

Сказать легче, чем сделать. В нашем случае человек три дня с утра звонил по номеру 112, операторы принимали «заявку». Он каждый раз отпрашивался с работы, не пользовался автомобилем – ждал. Но ничего не происходило. В принципе ему могли предложить подъехать в отделение ГИБДД, чтобы оформить аварию там, но почему-то этот вариант не рассматривался.

Пришлось решать вопрос без ГИБДД, что было сопряжено с определенным риском. В этом случае, согласно условиям договора каско, пострадавший водитель мог рассчитывать лишь на определенный размер компенсации. «Потолок» – до 5% от страховой суммы, но не более 15 тысяч рублей. У страховщиков это называется упрощенный порядок урегулирования убытков. Мороки, безусловно, меньше, однако надо иметь в виду, что если стоимость ремонта поврежденного автомобиля превысит лимит, то разницу оплатит клиент.

Служба европротокола

В этом отношении у ОСАГО имеются определенные преимущества. С 2009 году водители могут оформлять ДТП самостоятельно – по европротоколу. Документы передаются в страховые компании, которые принимают окончательное решение. Правда, для этого должны быть соблюдены ряд условий. В аварии получили повреждения не более двух машин, нет пострадавших, и оба водителя имеют на руках действующие полисы ОСАГО.

Сначала предельный размер ущерба установили, можно сказать, на символическом уровне – всего 25 тысяч рублей, через несколько лет повысили до 50 тысяч рублей. Сегодня самостоятельно оформить небольшую аварию с помощью мобильного приложения «ДТП.Европротокол» водители могут при повреждениях автомобиля до 400 тысяч рублей, если нет разногласий в оценке кто из них виновен. При ущербе до 100 тысяч рублей консенсус не требуется, как и регистрация в мобильном приложении. По этой схеме сегодня по ОСАГО урегулируется примерно треть мелких аварий, лет через 10 страховщики планируют обеспечить 100-процентный охват.

В конце 2014 года возникла идея распространить действие европротокола на каско. Согласно распоряжению Банка России, страховые компании должны были изменить правила урегулирования убытков. Прошло более 5 лет, однако от водителей по-прежнему требуют справки об аварии из ГИБДД. Страховщики опасаются, что либерализация каско, может привести к всплеску мошенничества со стороны клиентов.

Вне зоны доступа

Между тем перевод всех видов автострахования на европротокол в целом соотносится с концепцией реформирования ГИБДД. В основе преобразований – переход на цифровые технологии, что делает возможным сокращение штатной численности структуры. Считается, что видеокамеры, «умные» светофоры и прочие гаджеты способны заменить человека, осуществляющего контроль за безопасностью и регулированием дорожного движения.

С января 2018 года численность сотрудников полиции сократили с 904,8 тысячи до 894,8 тысячи, главным образом оргштатные мероприятия провели за счет подразделений ГИБДД. В сентябре 2019-го ликвидировали еще 5 тысяч гаишников. Принимая во внимание, что два года назад в штате ГИБДД было примерно 55 тысяч человек, то получается, что за короткий срок был уволен или переведен в другие управления почти каждый четвертый.

При этом полноценной «оцифровки» ГИБДД в большинстве регионов не произошло. Стоит ли удивляться, что вызовы на оформление аварий без тяжелых последствий, зачастую игнорируют? Крайними оказались автовладельцы, имеющие на руках полисы каско. Они, следуя указаниям страховых компаний, безуспешно пытаются вызывать сотрудников ДПС. Это – госуслуга, которая по объективным причинам, становится недоступной. Можно вообразить, какой скандал разразился бы и к каким последствиям для виновных должностных лиц он привел, если бы по вызову к больному не приехала «скорая помощь». Принципиальной разницы в том, что в одном случае речь идет о жизни и здоровье гражданина, а в другом о защите его имущественных интересов нет. Система при любых обстоятельствах должна работать.

Читать еще:  При обоюдном ДТП выплачивается ли страховка?

Ненавязчивый сервис

Реформа МВД не отменяет Административного регламента, утверждённого ведомственным приказом в августе 2017 года. В документе есть пункт, предписывающий полицейским «прибывать незамедлительно на место совершения преступления, административного правонарушения, место ДТП». А вот положений, что правоохранители могут по каким-то основаниям отказаться оформлять аварию, в Регламенте в принципе нет.

К сожалению, курс на тотальную цифровизацию всех сфер деятельности ГИБДД, по сути дела, создал новую реальность. Спрос на госуслугу – вызов на оформление ДТП – остается, но получить ее можно далеко не всегда. В МВД, видимо, исходят из того, что в перспективе либо водители явочным порядком перейдут на «самобслуживание», либо полномочия сотрудников групп разбора по незначительным авариям будут полностью переданы страховым компаниям.

Ну, а пока у автовладельцев формально остается право обжаловать действия, вернее, в данном случае бездействие должностных лиц ГИБДД. По закону, подобные обращения рассматриваются в течение 30 дней. Причем нет гарантий, что на жалобу ответят, а если и ответят, то не факт, что это что-то изменит, предупреждает президент Общества потребителей автотехники России Антон Недзвецкий. «Рассчитывать, что по жалобе кого-то из инспекторов привлекут к дисциплинарной ответственности, не стоит. Скорее всего, придет отписка. Дескать, все сотрудники в тот день находились на оформлении ДТП с пострадавшими, ну или что-то в этом роде», – считает собеседник «Профиля».

По мнению Антона Недзвецкого, ускорить приезд сотрудников ГИБДД на место аварии можно лишь одним способом: каждые полчаса звонить по номеру телефона 112 или на «телефон доверия», напоминая о себе. Звонки фиксируются, при этом осуществляется внутриведомственный контроль на предмет времени реагирования. Впрочем, хитрость не всегда может сработать. Учитывая острый дефицит кадров, в территориальных подразделениях ГИБДД не существует жестких требований относительно сроков оформления мелких аварий.

Договор дороже денег

В результате водитель, имеющий на руках полис добровольного автострахования, становится заложником обстоятельств. Он обязан неукоснительно соблюдать порядок действий при ДТП, определенный договором каско. Отступление от правил наказуемо рублем – страховая компания может придраться к любому нюансу и на этом основании уменьшить размер компенсации ущерба либо вообще отказать в выплате.

«Нередко автовладельцы пренебрегают внимательным изучением условий договора страхования, не во все тонкости вникают. Поэтому лучше связаться с колл-центром компании, описать ситуацию и следовать дальнейшим инструкциям», – советует Антон Недзвецкий. Оптимальный вариант, когда в полисе каско предусмотрена услуга аварийного комиссара, который все знает и сумеет «разрулить» ситуацию, если ГИБДД не реагирует на вызов.

Со своей стороны автоэксперт Сергей Асланян считает, что здесь есть юридическая коллизия. С одной стороны, в настоящее время сотрудники ГИБДД не обязаны выезжать на оформление каждого ДТП. С другой стороны, крайними остаются обладатели полисов каско, у которых страховщики требуют документы, подтверждающие факт аварии. Не имея на руках справки, нельзя рассчитывать на полное возмещение ущерба при серьезных повреждениях автомобиля, превышающих установленный лимит.

Остается жаловаться в батальон ГИБДД, сотрудники которого игнорируют вызов. Если получить справку не удалось, и страховая отказалась оплачивать ремонт поврежденной машины в полном объеме или частично, то можно написать заявление в прокуратуру или же обратиться с иском в суд, продолжил Сергей Асланян.

На этот случай надо запастись доказательствами. Телефонные звонки к делу не подошьешь. А вот письменные жалобы, направленные по электронной почте, даже если полицейское начальство их оставило без ответа, послужат весомым аргументом, чтобы отстоять свои интересы.

Такой вариант развития событий, конечно, крайняя мера. Суд – всегда долгая и сложная процедура. Но, если вердикт будет вынесен в пользу автовладельца, то он может рассчитывать на взыскание с ответчика – подразделения ГИБДД, всех издержек. Включая полную стоимость ремонта машины, оплату услуг адвоката и вплоть до компенсации морального вреда, подчеркнул Сергей Асланян.

Если не удалось получить в ГИБДД справку о ДТП, то страховая компания действительно считает возможным снизить размер выплаты в рамках урегулирования ущерба по договору каско. Водитель в таком случае вправе обратиться в суд, поскольку имело место нарушение закона, подтверждает профессор РЭУ им. Г.В. Плеханова Юлия Финогенова. По ее мнению, «саботаж» со стороны сотрудников полиции не носит массовый характер. И суды рассматривают такие дела в индивидуальном порядке.

В качестве свидетеля истец может привлечь страховую компанию, которая подтвердит факт ДТП, характер повреждений автомобиля, полную стоимость восстановительного ремонта, разницу, которую пришлось оплатить клиенту. «Прецеденты подачи в суд на сотрудников ГИБДД, отказавшихся оформлять дорожную аварию, были. Выиграть такое дело реально», – подчеркнула Юлия Финогенова.

Читать еще:  Можно ли ездить на машине после ДТП?

С меньшим оптимизмом оценивает судебные перспективы Антон Недзвецкий. Невероятно, что ущерб удастся взыскать с государства, отмечает он. Дело может повернуться против самого водителя, который, отчаявшись дождаться представителей ГИБДД, самовольно уехал.

«Так можно нарваться на крупные неприятности. Ведь действия могут квалифицировать, как оставление места ДТП. Санкции за это –лишение прав на срок от года до полутора лет или административный арест до 15 суток. Лучше уж «добивать» ГИБДД звонками и требованиями», – резюмировал Антон Недзвецкий.

ДТП произошло, что делать?

Изучим порядок действий при оформлении ДТП без ГИБДД, закрепленный в российских нормативных актах.

Согласно Правилам дорожного движения (ст.2.6.1, посвященная обязанностям водителей) и Закону об обязательном автостраховании, при управлении транспортным средством необходимо всегда иметь в автомобиле страховку с бланком извещения о ДТП. Этот документ включает в себя три листа – само извещение, дополнительный самокопирующийся бланк и краткую инструкцию по оформлению.

  • Итак, первые действия участников аварии – это остановка, размещение знака аварийной остановки, а также включение световой «аварийки».
  • Далее необходимо организовать детальный осмотр собственного транспортного средства и автомобиля второго участника ДТП. Если оба авто имеют незначительные повреждения, стоимость которых ориентировочно укладывается в 50 тысяч рублей, можно переходить к следующему шагу.
  • Важно определить, кто виновен в аварии, и готов ли этот участник признать свою вину в документах. Если позиция у сторон одинакова, следует проверить действительность страхового документа каждого из водителей. Чтобы избежать возможных недоразумений, соберите контакты водителей и пешеходов, которые стали свидетелями происшествия.
  • Если возможно, зафиксируйте детали столкновения с помощью фото или видео. Зафиксируйте следы торможения на асфальте, а также то, как располагаются оба автомобиля, места повреждений и места нахождения осколков, образовавшиеся в результате столкновения. Обязательно сделайте фото VIN и государственных номеров.
  • В соответствии со статьей 12.27 кодекса об административных правонарушениях, участники ДТП, в котором отсутствуют жертвы, обязаны освободить проезжую часть. В противном случае водителям полагается штраф в размере одной тысячи рублей.
  • Свяжитесь со своей страховой компанией и сообщите о ДТП. Номер для звонков в большинстве случаев располагается на самом полисе, в верхнем или нижнем углу.
  • Внимательно заполните каждую графу бланка-извещения. После заполнения бланк должен быть подписан обоими участниками ДТП.

Заполнение извещения

Для того чтобы оформить ДТП по Европротоколу, необходимо взять бланк приложения к ОСАГО под названием «Извещение о ДТП». Где взять его, если нет бумаги у вас? Попросите ее у второго участника происшествия, поскольку заполняется она только в одном экземпляре и лишь после этого лист разделяют между виновной и пострадавшей сторонами.

Правила, предъявляемые к оформлению Европротокола при ДТП достаточно просты – заполнение должно происходить не просто в день аварии, а сразу на месте, при присутствии другого участника происшествия и заполняться без ошибок. Инструкция гласит, что никакой новой информации после подписания вносить нельзя, как и всячески исправлять написанное. Несоблюдение этого требования может стать причиной отказа в возмещении.

Лицевую сторону заполняют совместно, далее извещение разъединяется и оборотные стороны уже отдельно заполняет каждый участник. При отказе разрешается самостоятельно полностью заполнить документ. В такой ситуации очень желательно найти свидетелей автомобильной аварии.

Вот небольшая памятка в помощь водителю по поводу того, как оформлять ДТП:

  • При наличии свидетелей их данные, в т. ч. и номер, вносим в П. 17, если же их нет, пишем об этом или проставляем прочерк до конца строки.
  • П. 13 – здесь указываем место, в которое произошел удар. Характер повреждений в этом пункте не пишем, для этого предусмотрен П. 14. Постарайтесь указать их вид (разрыв, царапина и др.) в подробностях, иначе страховая решит, что эти повреждения не были получены в результате ДТП.
  • Если по поводу характера повреждений или обстоятельств аварии есть незначительные разногласия, либо есть необходимость уточнить обстоятельства происшествия, которые не внес в извещение второй участник, то в п. 15 вносим свои замечания. Сюда же можно вписать все сведения, которые не были отражены в п. 16.
  • П. 17 рисуем схему ДТП. Традиционно здесь отражаются не только положения автомобилей на момент столкновения, но и указание улиц, домов, иных важных объектов.

Подписи водителей проставляются в п. 15 и 18, что подтверждает, что они ознакомлены со всеми внесенными замечаниями и согласны с ними. Если же в процессе того, как оформить Европротокол при ДТП были выявлены разногласия, то в п. 18 расписываться нельзя.

Если есть пострадавшие

В дорожном инциденте зачастую наносится вред человеческому здоровью. И если травмы серьезные, то водитель должен предпринять определенные шаги, предписываемые ПДД, нормами другого законодательства.

Действия водителя при ДТП с пострадавшими

В первую очередь следует позаботиться об оказании первоначальной медицинской помощи пострадавшим. Для этого могут пригодиться элементы автомобильной аптечки.

Если человек не знаком с правилами врачебной помощи, он должен вызвать на место аварии бригаду медиков. До ее приезда следует обеспечить стабильное положение тела пострадавшего человека.

Читать еще:  Лишение прав за ДТП с пострадавшими

Оформление ДТП сотрудниками ГИБДД с пострадавшими

В документах об аварии указывается характер нанесенных потерпевшему повреждений. Более точно определить степень вреда здоровью призвана медицинская экспертиза. Человек, причастный к ДТП, может принимать необходимое участие в ее проведении.

Если существуют возможности, в документах ГИБДД должно быть зафиксировано время приезда медиков. Это поможет водителю при предъявлении обвинений в оставлении человека в опасности.

От тяжести телесных повреждений зависит ответственность водителя. Легкий, средний ущерб здоровью может обернуться административным наказанием в виде штрафа, лишения водительских прав. Более серьезный вред чреват уголовным наказанием, подразумевающим исправительные работы или заключение на определенный срок. При этом ответственность наступает также тогда, когда для нанесения вреда здоровью не было никакого умысла.

Правила оформления европротокола

Как оценить попадает ДТП под Европротокол или нет?

Условий, при которых можно оформить европротокол при ДТП, несколько:

  1. в ДТП должно участвовать только 2 транспортных средства – не одно, не три и не десять,
  2. у обоих водителей должны быть полисы ОСАГО,
  3. вред причинен только этим машинам,
  4. пострадавших ни в коем случае не должно быть, как не должен быть нанесен вред какому-либо иному имуществу,
  5. вред имуществу потерпевшего не должен превышать 100 тысяч рублей.

Дальнейшие действия зависит от того, пришли водителю к согласию, кто прав, а кто виноват, или нет?

  • Если водители договорились о виновности одного из них, то остается только заполнить бланк «Извещения о ДТП».
  • Если согласия нет, то оформление возможно только с использованием системы Эра-Глонасс или приложения ДТП-Европротокол.

Эра-Глонасс и ДТП-Европротокол – с чем их едят?

  • Эра-Глонасс с 1 января 2018 года в обязательном порядке устанавливается на все автомобили, выпускаемые на дороги Российской Федерации. Данная система без участия человека передает информацию о времени и месте ДТП, скорости и величине ударных перегрузок. Передается и VIN-номер машины.
  • Программное обеспечение ДТП.Европротокол от Российского союза автостраховщиков доступно в GooglePlay и AppStore. Оно пошагово описывает действия водителя на месте ДТП.

Данное устройство и программа обеспечивают формирование информации о ДТП в некорректируемом виде и передачу этих данных в базу данных ОСАГО.

Здесь следует упомянуть и мониторинговые системы («противоугонки»), которые умеют работать с ГЛОНАСС, определяя координаты автомобиля и его скорость, со встроенной системой передачи данных при угонах или ДТП. Но таких систем очень мало, и стоят они дорого.

Бланк извещения о ДТП заполняется в соответствии с Правилами обязательного страхования.

Бланк вам должны были выдать вместе с полисом ОСАГО.

Рекомендации и образец по заполнению европротокола – здесь и здесь. Типовые схемы для европротокола здесь.

2 важных момента для виновника ДТП. В первую очередь он обязан подать свой экземпляр извещения о ДТП в свою страховую компанию в течение 5 дней и не ремонтировать автомобиль в течение 15 дней, так как представители компании могут потребовать предоставить автомобиль на осмотр. В противном случае страховая компания имеет право взыскать выплаченные потерпевшему деньги с виновника.

Схема оформления ДТП по европротоколу дана на период до 1 октября 2019 года. После 1.10.2019 в силу вступают новые поправки в закон «Об ОСАГО», и мы обязательно напишем об этом.

Правила и порядок оформления ДТП по Европротоколу 2020

Европротокол — это извещение о ДТП, который составляется водителями самостоятельно, без привлечения инспекторов ГИБДД. Таким образом, упрощенное оформление ДТП без ГИБДД и является оформление по европротоколу.

Условия, при которых можно упрощенно оформить ДТП, мы описали выше. Рассмотрим порядок оформления. Итак, вы попали в ДТП, зафиксировали повреждения, установили, что ДТП можно оформить по европротоколу. Ваш порядок действий:

  1. Удостовериться, что к вашему полису приложены бланки для оформления протокола и извещения о ДТП: лист-извещение с самокопиром.
  2. Отсутствуют — свяжитесь с ГИБДД. Часто в больших городах есть пункты оформления ДТП по европротоколу, где вам предложат бланк на месте. Или позвоните в страховую компанию. В некоторых случаях они могут отправить агента на место ДТП, он поможет его оформить правильно.
  3. Если нашли бланки: заполните совместно с другим участником ДТП лицевую сторону извещения, поставьте подписи.
  4. Копию передайте второму участнику ДТП.
  5. Заполните обратную сторону листа извещения.

После заполнения всех бланков оформление ДТП по европротоколу можно считать законченным. Потерпевшая и виновная сторона должны отнести соответствующие бланки в страховые компании. На это закон отводит 5 дней. Кроме того, в течении 15 дней после ДТП автомобили не должны ремонтироваться.

Важно: Даже если потерпевшая сторона не отправит извещение о ДТП в страховую компанию, второй участник сможет получить возмещение. Но в таком случае деньги будут взыскивать с виновной стороны.

Образец бланка европротокола

Особенности заполнения бланка европротокола:

  1. Не используйте гелевых ручек, иначе есть шанс получить помарки на протоколе.
  2. Заполняйте разборчивым почерком.
  3. Избегайте исправлений, их наличие позволит трактовать факты по разному.
  4. Заполняйте все графы и поля в протоколе.
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector