Что такое двигатель на январе - Авто Сфера №76
Avtosfera76.ru

Авто Сфера №76
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое двигатель на январе

Great Wall Hover Клуб

  • Просмотр новых публикаций
  • Карта
  • HAVAL-Клуб
  • Запчасти
    • Авторазборки
    • Магазины запчастей — партнеры клуба
    • Магазины запчастей на картах городов
    • Список магазинов запчастей Great Wall
    • Куплю/продам запчасти
  • Сервис
    • Автосервисы — партнеры клуба
    • Автосервисы на картах городов
    • Список автосервисов по Great Wall
    • Отзывы об автосалонах и сервисах
  • FAQ
    • FAQ форума
    • FAQ по Hover H2
    • FAQ по Hover H3
    • FAQ по Hover H5
  • Документация
    • H2
    • H3
    • H5
    • H3 New
  • Главная
  • Форумы
  • Пользователи
  • Больше
  1. Great Wall Hover Клуб
  2. → Тюнинг
  3. → Тюнинг двигателя

Самолет-лаборатория Як-42Д Росгидромета изучит облака Арктики

27 января 2017 г., AEX.RU – Самолет-лаборатория Як-42Д Росгидромета примет участие в международном проекте Всемирной метеорологической организации (ВМО) «Год полярного прогнозирования» наряду с двумя британскими, одной немецкой и одной канадской «летающими лабораториями». Об этом рассказал в ходе конференции «Благословенный Север» заведующий лабораторией Центральной аэрологической обсерватории Росгидромета, доктор физико-математических наук Михаил Струнин, передает ТАСС.

«Як-42Д исследует восточный сектор российской Арктики: море Лаптевых, Новосибирские острова, Восточно-Чукотское море, Северный Ледовитый океан. Иностранные самолеты проведут собственные исследования. Таким образом, будут произведены параллельные измерения Арктики», — подчеркнул Струнин. Российские экспедиции намечены на весну и осень 2018 года. Цель наблюдений — собрать экспериментальные данные, которые помогут улучшить прогнозы погоды и оправдываемость штормовых предупреждений в полярном регионе.

Среди задач проекта фигурирует изучение строения и состава облаков, ультрафиолетового излучения, получение данных о концентрации аэрозольных и газовых примесей. Работы, проведенные Як-42Д в 2014 году, показали, что, к примеру, загрязнение аэрозольными частицами на полуострове Ямал сопоставимо с ситуацией в московском регионе, рассказал Струнин. В ходе проекта «Год полярного прогнозирования» российские ученые планируют осуществить компьютерное моделирование переноса газовых и аэрозольных примесей в атмосфере Арктики для планирования самолетных исследований.

Летным эксплуатантом самолета-лаборатории Як-42Д является Сибирский Научно-исследовательский институт авиации им. С. А. Чаплыгина (СибНИА), а обслуживание измерительной аппаратуры и научное руководство исследованиями осуществляет Центральная аэрологическая обсерватория (ЦАО) Росгидромета, сообщает его пресс-служба. Установленное на самолете оборудование позволяет выполнять измерения и регистрацию следующих показателей: температуры и влажности воздуха, скорости и направления ветра, турбулентности, концентраций газовых и аэрозольных примесей в атмосфере, длинноволнового и коротковолнового солнечного излучения и излучения от подстилающей поверхности, радиоактивных загрязнений, микрофизической структуры облаков и электрических характеристик атмосферы, радиолокационной отражаемости облаков.

С начала эксплуатации Як-42Д совершил более 50 исследовательских полетов, сообщил Струнин в ходе конференции, которая состоялась в штаб-квартире Русского географического общества в рамках XXV Международных Рождественских чтений.

Комплект поставки:

Редактор калибровок

Редактор калибровок служит для просмотра и редактирования калибровочных констант и таблиц, а также для отображения всех диагностических параметров системы управления Январь-7.2.

Редактор позволяет:

  • отображать и изменять калибровочные константы в цифровом и графическом виде
  • отображать и изменять двух и трехмерные калибровочные таблицы
  • выполнять экспорт калибровок из других файлов
  • создавать собственные наборы калибровок для быстрой вставки в другие прошивки
  • выполнять линейную и нелинейную интерполяцию таблиц
  • отображать в динамике режимную точку работы системы
  • оперативно изменять данные в текущей режимной точке
  • работать с Буфером Обмена Windows
  • и многое другое.

Скорость обмена информацией между программой и ЭБУ увеличена в несколько раз, что позволяет отображать параметры с большей точностью и оперативностью, чем в любых других программах диагностики.
Поддерживается полный диагностический протокол системы Январь-7.2 плюс дополнительные параметры, например, коррекция угла опережения зажигания каждого цилиндра.

Удобное расположение меню калибровок, панели диагностики и других элементов управления делает работу быстрой и комфортной.

Прошивки для «инженерного» ЭБУ

Прошивки подготовлены на базе наиболее удачных серийных версий.
Алгоритмы работы полностью идентичны прототипам.
Прошивки могут работать как в отладочном ЭБУ (с расширенными возможностями диагностики и отладки), так и в серийных блоках (в этом случае, их работа полностью аналогична стандартным версиям).

  • Все настройки выполняются на «инженерном» блоке, после чего программа сохраняет откалиброванную под конкретный экземпляр автомобиля прошивку в виде, пригодном для заливки в обычный серийный ЭБУ соответствующего типа.
  • Для редактирования доступны любые калибровки системы Январь-5.1 / VS-5.1 / Январь-7.2. Настройку можно осуществлять в любом режиме работы двигателя, от холостого хода до режима максимальной мощности.
  • Помимо своей основной функции, редактор калибровок позволяет проводить диагностику автомобиля, считывать содержимое памяти обучения по лямбда-зонду и производить прямое управление основными параметрами (УОЗ, состав смеси, фаза впрыска и др.).
  • Диагностические данные отображаются в цифровом и графическом виде, возможно сохранение их в файл для дальнейшего анализа.
  • С помощью программы можно производить тесты времени разгона автомобиля, что позволит более объективно судить об изменениях в поведении автомобиля при его настройке.
  • В новой версии добавлены функции автоматического обучения фазы впрыска (по методикам AEM, Гирявец) и автоматического обучения состава смеси (совместно с альфаметрами ШДК, например LM-1 Innovate Motorsports)
  • Программа является необходимым инструментом для каждого автосервиса, занимающегося профессиональным чип-тюнингом и подготовкой автомобилей для автоспорта и драг-рейсинга.

Рабочие экраны программы:

Главное окно программы, редактор калибровок

Окно настроек обучения фазы впрыска

Обучение фазы впрыска: визуальное отображение процесса

Окно настроек автоматического обучения состава смеси

Обучение состава смеси: визуальное отображение процесса

Тест времени разгона

Окно диагностики

Что такое двигатель на январе

На смену карбюраторным моторам пришли двигатели с инжекторным впрыском топлива. Казалось бы они намного сложнее в настройке, на самом деле совсем нет. Инжекторная система проста по своему устройству, и обеспечивает оптимальное соотношение топлива в зависимости от расхода воздуха двигателем. Чип тюнинг позволит вам менять настройки вашего двигателя, количество подаваемого топлива, угол опережения зажиганием, и прочие функции управления двигателем.
Карбюратор же расчитан на определённый объём двигателя, и не имеет широкого диапазона регулировок.

Рассмотрим популярный электронный блок управления Январь 5.1 позволяющий работать в диапазоне до 10200 об/мин. Он представляет собой простейший 16-ти битный компьютер с заложеной в него маленькой пограммой размером 64 КБ, которая хранится в легко обновляемой FLASH памяти. Полная память ЭБУ 128 кб, что позволяет хранить в нём 2 прошивки, и переключать их по мере надобности.

Основное предназначение блока управления- подача топлива, в зависимости от расхода воздуха двигателем.

Остальные функции дополнительные, что бы использовать оставшуюся память в блоке. Например подача искры на свечу, хотя на некоторых инжекторных Хондах эту функцию выполняет обычный трамблёр. Ещё на ЭБУ взвалили функции включение вентилятора охлаждения двигателя, прибавка оборотов при включении кондиционера или прогреве двигателя в мороз и много мелочей, которые практически не влияют на мощность двигателя, и не нужны в наших любимых гонках по драг рейсингу.

Читать еще:  Где находится двигатель в работе

Рассмотрим алгоритм расчёта подачи топлива. Кто помнит школьную информатику алгоритм это цикл с началом и концом, замкнутым на начало. На рисунке показана конечно упрощённая цикловая подача топлива в цилиндр. Цикловая подача- это за один цикл поршня, мс- милисекунды.
Практически на всех серийных автомобилях подача топлива расчитывается на основании измерений ДМРВ (датчик массового расхода воздуха). Внутри него стоят два резистора, один нагревается, второй меряет температуру. Чем больше поток воздуха, тем больше охлаждается первый резистор. На этом основании даётся подача топлива в автомобиль. Просто, неправда ли?
Цикл проходит по кругу несколько раз в секунду, и показания со всех датчиков снимаются так же часто.
Ещё один важный датчик стоит на дроссельной заслонке ДПДЗ (датчик положения дроссельной заслонки). Он определяет в каком темпе вы хотите ехать, топливо может подаваться в экономичном или мощностном режиме, в стандартных прошивках мощностной режим наступает при открытии дросселя на 30 %. Так же подача топлива изменяется в связи с температурой воздуха на улице. За это отвечает датчик ДТОЖ (датчик температуры охлаждающей жидкости), например в мороз -20 градусов подача топлива примерно в 1,5 раза больше, чем на прогретом двигателе. Иногда обманом этого датчика дополнительным сопротивлением пытаются добиться прибавки топлива, например с использованием «сухих» систем закиси азота, но этот способ неэффективен, так как на высоких оборотах не хватает производительности стандартных форсунок.

Расчёт цикловой топливоподачи по ДМРВ.

Время открытия форсунок зависит от цикловой топливоподачи. Цикловая подача топлива вычисляется на основе показаний дадчиков расхода воздуха и умножается на коэффициент ALF, который равен единице при правильном AFR.
AFR(Air Fuel Ratio) — это правильное соотношение воздуха и бензина и равно 14,7/1. То есть для сгорания 1 кг бензина требуется 14,7 кг воздуха. Значение AFR в инжекторном двигателе может быть разным, и берётся из таблиц мощностного режима ( там AFR может быть 12/1) или таблицы экономичного режима ( AFR может быть 16/1).
А цикловый расход воздуха вычисляется на основе показаний ДМРВ. Этот датчик в зависимости от расхода воздуха выдаёт от 0 до 5 вольт. ЭБУ замеряет напряжение, и на основе таблицы «тарировка ДМРВ» вычисляет сколько воздуха «ест» мотор. Намример 16-клапанный мотор ВАЗ при полной мощности «съедает» примерно 300 кг воздуха в час. Это соответствует мощности в 91 лошадиную силу. Всего же стандартный ДМРВ может определить расход до 750 кг/час. Это видно из таблицы «тарировка ДМРВ». Соответственно это ДМРВ расчитано на двигатели с максимальной мощностью около 250 л/с. Дальше у этого датчика кончается диапазон измерения.

Спортивные прошивки без ДМРВ (по дросселю или ДАД)

В автоспорте часто используют моторы которые используют отдельную дроссельную заслонку на каждый цилиндр. На ВАЗ например используется четырёхдроссельный впуск.
Как правило, на таких моторах ДМРВ не используется, а цикловая подача топлива вычисляется другим способом. Она берётся из готовой таблицы «базовое цикловое наполнение» или «аварийное цикловое наполнение». Эти таблицы трёхмерные, подача топлива вычисляется на основе положения дроссельной заслонки и оборотов двигателя. Так же учитывается температура воздуха. Эти таблицы составляется путём долгих эксперементальных замеров для каждого спортивного мотора, в зависимости от его объёма и используемых распредвалов. Замеряются выхлопные газы специальным широкополосным ALF-метром, смесь должна быть правильной по своему составу, не обеднённой и не обогащённой, иначе двигатель не покажет своей полной мощности, а то и вовсе заглохнет. Существуют так же современные приборы, которые на основе выхлопных газов сами расчитывают цикловую подачу для данного двигателя. Аналогично работают спортивные моторы которые вычисляют цикловую подачу с корректировкой датчиком ДАД (датчик абсолютного давления), и ДТВ (датчик температуры воздуха). Составляется таблица «базовое цикловое наполнение» на основе показаний широкополосного датчика кислорода (ШДК) и корректируется во время движения ДАДом в зависимости давления во впуске. Такую таблицу можно использовать и с турбонагнетателями, так как цикловое наполнение воздухом увеличивается вместе с давлением турбонаддува. В этом случае используется специальный ДАД , который измеряет не только вакуум, но и избыточное давление. Обычно турбо ДАДы имеют диапазон на 1,2 или 3 атмосферы избыточного воздуха.
Почему такие программы не используют на серийных автомобилях? У них есть свои минусы, по сравнению с расчётами по ДМРВ. Эти таблицы рассчитаны да данное состояние двигателя, и любые изменения ( замена воздушного фильтра, изменение компрессии и.т.д.) приведут к неправильному расчёту топливоподачи. Тогда как ДМРВ замеряет реальный расход воздуха на данный момент.

Чип тюнинг на стандартном моторе

Существует множество бесплатных прошивок в интенете, а так же предложения различных автосервисов улучшить характеристики вашего стандартного мотора с помощью чип тюнинга. Что на самом деле представляют эти программы и предложения?
На самом деле на заводе прошивки рассчитаны практически оптимально. Тюнинговые прошивки имеют изменения в таблицах УОЗ (угол опережения зажигания) в более раннюю сторону, тем самым немного увеличивая мощность мотора, но при заправке некачественного топлива будет детонация, и датчик детонации (если он исправен) отодвинет зажигание назад.
Так же в этих прошивках изменено соотношение воздуха-топлива ALF. В мощностном режиме оно может достигать 12/1, что даст небольшую прибавку мощности и увеличит расход топлива.
Ещё можно изменить зону перехода из экономичного режима в мощностной, л/с это не прибавит, но может немного экономить топливо и снизить динамику автомобиля, или наоборот.
Наверное последнее что можно сделать на стандартном моторе передвинуть ограничитель оборотов (отсечку). У стандартного мотора подача топлива прекращается на 6300 об/мин. ЭБУ Январь позволяет повысить «отсечку» до 10200 об/мин, но на стандартном моторе это не имеет смысла, так как его максимальная мощность на 5600 об/мин, дальше идёт падение мощности, и без специальной подготовки мотор крутить больше губительно.
Из чип тюнинга стандартного мотора можно сделать следующий вывод — опережение зажигания и прибавка топлива дадут в лучшем случае повышение мощности на 10% при использовании хорошего топлива. Решайте сами, достаточно вам этого или нет.
А для того, что бы увеличить мощность мотора на 100 или даже 500% , нужны серьёзные изменения «железа» двигателя.

Чип тюнинг на моторе со спортивными распредвалами, увеличенным объёмом, турбонаддувом.

Если вы увеличили объём мотора, размер клапанов, поставили спортивные распредвалы или установили турбину, без изменения прошивки вам не обойтись. Хотя как не парадоксально и на стандартной прошивке машина поедет, и даже будет прибавка мощности, если у вас до сих пор стоит ДМРВ. Он сам посчитает расход воздуха в изменённом моторе. Проблемы могут возникнуть с холостым ходом, если у вас валы с широкими фазами и большим подъёмом.

Читать еще:  Бензиновый двигатель дизелит при запуске

Ну конечно же, что бы реализовать потенциал всего «могучего» железа, которое установлено в мотор, нужно написать оптимальную прошивку. За основу берётся стандартная прошивка для данного мотора, и в ней переделываются некоторые данные.
Если вы нацелены снять большую мощность с мотора, первое что нужно заменить после распредвалов и прочего железа — форсунки. Стандартные ВАЗовские имеют расход 132 мл/мин (156 мл/мин) что позволяет снять с мотора 100 л/с (110 л/с). Дальше они не закрываются вообще, и смесь становится обеднённой. Для примера форсунки от «Волги» имеют расход 197 мл/мин при давлении топлива 3 атм. и позволяют снять мощность 150 л/с на четырёхцилиндровом моторе.
Имеется ещё множество форсунок различной производительности для тюнинга и от мощных машин. После того как вы подобрали необходимые форсунки, в прошивке меняется «статическая производительность форсунок». Помните, что форсунки бывают сопротивлением 14 ом (High) и 2 ом (Low). С ЭБУ Январь и Микас используются форсунки 14 ом, или ставится дополнительное сопротивление, иначе может быть перегрев чипа.

Итак, форсунки поставлены правильные, прошивка под них изменена. Есть ещё «динамическая производительность форсунок», если вы её не знаете, оставьте как есть. Она зависит от напряжения аккумулятора, чем больше вольт, тем быстрее открывается форсунка.
Дальнейших изменений потребует таблицы «базового циклового наполнения» и «аварийное цикловое наполнение». Первая таблица используется ЭБУ для прогнозируемого расхода топлива при ускорении (ускорительный насос), то есть вы нажали на педаль газа, а значение расхода воздуха берётся немного вперёд. Вторая таблица нужна на случай отказа датчика ДМРВ, или его отсутствия. Она отображает сколько мотор расходует воздуха при определённых оборотах, и открытии дросселя. Эти таблицы составляются в результате испытаний мотора, на основе измерений. Для турбомоторов таблицы составляются с учётом резкой прибавки расхода воздуха на турбоподхвате.

Ещё при установке спортивных распредвалов потребуется коррекция холостого хода. Если у вас валы с большими фазами, которые дают большую мощность на больших оборотах, холостой ход будет не стабильным. Нужно его повысить, внеся изменения в работу РХХ (регулятор холостого хода). Чем больше фазы и подъём кулачков распредвала, тем больше холостой ход.

Когда у вас стоят валы с правильными фазами, турбина с соответствующим расходом воздуха, увеличенные клапаны ,то несомненно максимальная мощность сдвинется в зону более высоких оборотов. Железная часть двигателя при этом должна быть усилена. Например пик мощности вашего супер-мотора уже не 5600 об/мин как на стандартном, а 8500 об/мин. Вам потребуется сместить ограничитель подачи топлива. Для «Января» существуют специальные прошивки, позволяющие работать с таблицами до 12000 об/мин. На подготовленных двигателях можно «отсечку» установить на высокие обороты.

Изменяя эти параметры можно добится увеличения мощности мотора в несколько раз, при установке соответствующего «железа».

«Татнефть» ставит на дизтопливо и российский рынок

Выручка группы «Татнефть» от небанковской деятельности в январе – июне выросла на 70% до 585 млрд рублей по международным стандартам отчетности. Причитающаяся акционерам прибыль увеличилась еще сильнее — в 2,1 раза до 92,2 млрд рублей. Впрочем, несмотря на отличную рыночную конъюнктуру, совет директоров «Татнефти» не спешит раздавать инвесторам «плюшки» в виде повышенных дивидендов, вероятно, учитывая предстоящие финансовые вливания в развитие технологий. В нюансы отчетности нефтяников вникал «БИЗНЕС Online».

Прекрасная конъюнктура, стагнация добычи

Выручка группы «Татнефть» от небанковской деятельности в январе – июне 2021 года увеличилась на 70% до 585 млрд рублей, следует из отчета компании по международным стандартам. При этом прибыль, причитающаяся акционерам группы, выросла еще сильнее — в 2,1 раза до 92,2 млрд рублей.

Какие же были предпосылки для такого кардинального улучшения показателей?

Первый, он же ключевой, фактор — ценовой: средняя стоимость нефти марки Urals выросла в 1,6 раза до $63,4 за баррель по итогам первого полугодия 2021-го. Вдобавок на руку российским экспортерам играет плавающий курс российской валюты: в среднем рубль за то же время подешевел к доллару США на 7% до 74,3 рубля за «американца». Таким образом, рублевая цена барреля черного золота made in Russia выросла на 71% до 4,71 тыс. рублей за «бочку». А в результате поступления «Татнефти» от поставок сырья за вычетом пошлин выросли на 92% до 254 млрд рублей. При этом доля нефти в экспорте группы снизилась с 54% до 49%, да и по его направлениям произошли изменения: так, доля нефтепровода «Дружба» выросла с 89% до 99%, а портов Черного и Балтийского морей, наоборот, снизилась с 11% до символического 1%.

Что касается натуральных показателей, то добыча нефти группой выросла на 1,3% до 13,43 млн т по итогам первого полугодия. Однако добыча газа, напротив, уменьшилась на 3,6% до 418,1 млн кубометров. Существенного увеличения объемов вряд ли можно ждать в ближайшие кварталы, т. к. реальный спрос еще неустойчив и страны ОПЕК+ вполне оправданно не спешат расширять квоты для участников соглашения. Хотя в ноябре прошлого года в «Татнефти» озвучили готовность восстановить добычу к докризисным уровням за 1–2 месяца.

Последние несколько лет группа проявляет устойчивый интерес к расширению своей российской розничной сети сбыта моторного топлива. Относительно первого полугодия 2020-го «Татнефть» увеличила численность своих АЗС на 27 единиц, или на 3,9%, до 718 заправок. В то же время по итогам I квартала в обойме была 721 АЗС, но во II квартале из нее выбыло три станции.

Ставка на внутренний рынок, дизтопливо, падение акцизов и растущие продажи шин

На первый взгляд, натуральные показатели переработки, как и добычи, стагнируют, теряя 0,2% до 5,95 млн тонн. Но, во-первых, тут следует учесть высокую базу после бурного роста направления в 2020-м, когда доходы от переработки впервые превысили доходы от продажи сырой нефти. Во-вторых, при ближайшем рассмотрении выясняется, что произошел значительный сдвиг в структуре выработки нефтепродуктов. Так, на 1 млн т, или на 78%, до 2,91 млн т сократилась выработка средних дистиллятов, которые преимущественно уходили на экспорт. На другой чаше весов — резко выросшее производство дизельного топлива: плюс 1,1 млн т, или 66%, до 2,81 млн т по итогам первого полугодия. Что касается других видов топлива, то автомобильные бензины прибавили 7,6% до 661 тыс. т, а авиационный керосин показал снижение на 18% до 255 тыс. тонн. Продолжает группа развивать и тематику моторных масел, выработка которых выросла на 47% (!) до 112,3 тыс. тонн.

Читать еще:  Двигатель боинг 777 принцип работы

Отметим, что поступления от нефтепродуктов с учетом акцизов повысились на 40% до 258 млрд рублей. При этом объем акцизов к уплате с нефтепродуктов уменьшился на 93%, или 28,5 млрд, до 2,06 млрд рублей, а после вычета косвенного налога группе в первом полугодии удалось получить 256 млрд рублей — на 67% больше, чем в АППГ. И вновь поступления от нефтепродуктов, как и в прошлом году, превысили (пусть и незначительно) доходы от продажи нефти. Здесь, пожалуй, следует пояснить динамику акцизов: их резкое снижение наблюдается после такого же скачка в 2020-м. Напомним, что в прошлом году возникла ситуация, когда российские цены на моторное топливо оказались существенно, в 1,7–1,8 раза, выше международных. И демпфирующий механизм в такой ситуации обусловил резкий рост обязательств: по итогам трех кварталов 2020 года объем акцизов «Татнефти» увеличился в 3,6 раза до 40,6 млрд рублей. Теперь же ситуация «откатилась» обратно.

Бо́льшая часть доходов от нефтепродуктов приходится на внутренний рынок, где объем их продаж вырос на 27% до рекордных 153 млрд рублей. Для сравнения: поступления от реализации нефтепродуктов в дальнее зарубежье выросли на 78% до 98,7 млрд рублей — вроде бы динамика более яркая, но в основном за счет роста мировых цен, а в натуральном выражении объем продаж здесь сократился на 3,7% до 2,83 млн тонн. Из прочих нюансов отметим, что, несмотря на упомянутый рост цен, доходы от реализации топлива в страны СНГ упали на 19% до 5,8 млрд рублей. Причиной тому стал настоящий обвал объема продаж — минус 53% до 123 тыс. тонн.

Уже традиционно несколько строк посвятим и стоимости нефтепродуктов. В последних отчетах «Татнефти» их составители обобщают цены, не выделяя конкретно бензины, дизтопливо и т. д. «В среднем по больнице» экспортные цены переработанного сырья выросли на 86% до 34,9 тыс. рублей за тонну, а российские прибавили только 18% до 38,2 тыс. рублей за тонну. С одной стороны, зазор между «внешними» и внутренними ценами по сравнению с первым полугодием 2020-го значительно сократился, с другой — нефтепродукты в России все еще заметно дороже.

Простыми рокировками в продуктовом портфеле «Татнефть» не ограничилась. Нашлось у группы и направление с ярко выраженным ростом натуральных показателей. Производство шин увеличилось на 17% до 6,1 млн покрышек по итогам января – июня 2021-го. На стороне шинников играет общее восстановление спроса на новые автомобили: по данным ассоциации европейского бизнеса, продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в РФ выросли в первом полугодии на 37% до 871 тыс. авто. Также росту спроса на шины способствует увеличение деловой активности, а значит, и эксплуатации как легковых, так и грузовых автомобилей.

Напомним, что дела татарстанских шинников круто пошли в гору после покупки «Татнефтью» в 2019 году каучуковых мощностей у СИБУРа — таков был ответ команды Наиля Маганова на затянувшийся конфликт с поставщиком сырья, таифовским «Нижнекамскнефтехимом». Что теперь выглядит несколько иронично.

Что касается денежных поступлений шинников, то они выросли на 27% до 27 млрд рублей.

Рекордный для полугодия денежный поток и взвешенные дивиденды

Отдельного внимания заслуживает политика распределения итогового результата, т. е. прибыли «Татнефти». Если стратегических инвесторов волнует судьба компании на горизонте 10–20 лет и грамотное реинвестирование средств, то спекулянтов больше интересуют ближайшие дивидендные выплаты. При этом многих профессиональных инвесторов интересует не только чистая прибыль, но и так называемый свободный денежный поток (СДП), который учитывает расходы на капитальные вложения и пополнение оборотных средств. А между тем СДП у «Татнефти» вырос на 44% до рекордных 59,4 млрд рублей в январе – июне 2021-го.

В предыдущие годы «Татнефть» избаловала своих совладельцев рекордными выплатами: за 2017-й — 92,9 млрд рублей (92,9% прибыли по РСБУ), за 2018-й — 197,5 млрд (100% прибыли), плюс по итогам 9 месяцев 2019-го нефтяники успели распределить 150 млрд рублей, снова всю прибыль до копейки. При этом СДП был заметно скромнее, чем в текущем году.

В 2021-м объем дивидендов «Татнефти», можно сказать, нормализовался до 50% от прибыли по РСБУ: именно столько компания выплатила по результатам 2020-го и столько же — а «в деньгах» 38,4 млрд из 76,9 млрд рублей — рекомендовал к выплате совет директоров по итогам января – июня текущего года. Как тут не вспомнить, что излишне щедрые выплаты многих крупных компаний, порой в ущерб инвестициям, стали предметом внимания президента РФ Владимира Путина, упомянувшего сей факт в послании к Федеральному Собранию. (Справедливости ради, к «Татнефти» сказанное главой государства вряд ли относится: компания стабильно инвестирует в технологическое развитие — например, в марте она заключила с минэнерго РФ соглашение об инвестициях на 50 млрд рублей в новые мощности по переработке нефти на ТАНЕКО сроком до 1 января 2031 года.) И, хотя никаких обязывающих мер принято не было, лишь предполагается «донастройка налогового законодательства», крупнейшие компании, похоже, намек услышали. В пользу того, что крупный бизнес правильно понял месседж Путина, свидетельствует, например, интервью совладельца «Северстали» Алексея Мордашова, в котором он выражает готовность реинвестировать прибыль, дабы избежать повышения фискальной нагрузки.

Минувшей весной на объявление о выплате дивидендов «Татнефти» за 2020-й (с учетом ранее выплаченных сумм всего 51,7 млрд рублей — втрое меньше, чем годом ранее) инвесторы, питавшие чрезмерные надежды, отреагировали распродажей акций. Котировки спикировали за неделю на 9% до 500 рублей за «обычку», но в районе 470–480 рублей за бумагу спрос появился, и уже в июне котировки вернулись к отметке 550 рублей за акцию. Июль и первая половина августа принесли вести о, возможно, более раннем, чем ожидалось, ужесточении денежной политики американского федрезерва, росте напряженности между США и Китаем и замедлении деловой активности в Поднебесной — все это надавило на нефтяные котировки и акции добывающих компаний.

После августовской новости о сохранении дивидендов на уровне 50% от прибыли обыкновенные акции «Татнефти» за 26–27 августа подешевели на 6% до 484 рублей за «бумагу». Хотя, к примеру, в ФГ «Финам» смотрят на ситуацию позитивно и рекомендуют покупать акции с целью 670 рублей. Что ж, для компании с низким уровнем долга, постоянным развитием технологий (в том числе уникальных по тематике тяжелых нефтей) и с разработанной стратегией выхода на углеродную нейтральность подобная волатильность действительно должна быть явлением временным.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector