Что такое вакуум в двигателе
Вакуумный усилитель (ВУ) — узел тормозной системы и сцепления с гидравлическим приводом колесных транспортных средств; пневмомеханическое устройство, обеспечивающее повышение усилия на педали тормоза или сцепления за счет разницы давлений воздуха в изолированных полостях.
Тормозная система с гидравлическим приводом, используемая на большинстве легковых автомобилей и многих грузовиках, имеет серьезный недостаток — для выполнения торможения водителю приходится прилагать значительное усилие на педаль. Это приводит к повышенной утомляемости водителя и создает опасные ситуации при движении. Та же проблема наблюдается и в сцеплении с гидравлическим приводом, которым оснащаются многие грузовые транспортные средства. В обоих случаях проблема решается применением одного пневмомеханического агрегата — вакуумного усилителя тормозов и сцепления.
ВУ выступает промежуточным звеном между педалью тормоза/сцепления и главным тормозным цилиндром (ГТЦ)/главным цилиндром сцепления (ГЦС), он обеспечивает повышение усилия от педали в несколько раз, чем достигается облегчение управления транспортным средством. Данный узел важен для безопасной эксплуатации автомобиля, и, хотя его поломка в целом не нарушает работу привода тормозов/сцепления, его необходимо отремонтировать и заменить. Но прежде, чем покупать новый вакуумный усилитель или ремонтировать старый, необходимо разобраться в существующих типах этих механизмов, их конструкции и принципе работы.
Схема вакуумного усилителя тормозов
Конструкция однокамерного вакуумного усилителя
Конструкция двухкамерного вакуумного усилителя
Последствия подсоса воздуха
Подсос воздуха приведет к попаданию нежелательного воздуха в двигатель там, где этого не предусмотрено. Это снижает производительность двигателя и приводит к неисправности некоторых систем, которые зависят от вакуума.
Поскольку подсос воздуха вызывает неэффективность двигателя, вы заметите, что загорается «Check Engine» на приборной панели. Вы также будете испытывать проблемы с ускорением — это потому, что топливо подается неэффективно в камеры сгорания. Вакуум же используется для того, чтобы привести в действие приводы, датчики или тормоза.
При утечке вакуума некоторые из датчиков могут начать работать неправильно, вынуждая вас на ненужный ремонт.
Назначение и роль вакуумного насоса
Вакуумный насос решает одну ключевую задачу — обеспечение необходимой степени разряжения воздуха для нормальной работы гидровакуумных усилителей. Наличие насоса также решает ряд проблем, характерных для систем с отбором вакуума от впускной трубы двигателя. Главным образом — поддержка стабильного вакуума независимо от оборотов двигателя и степени открытия дроссельной заслонки. Также насос гораздо эффективнее создает разрежение в вакуумных баллонах, которые обеспечивают торможение автомобиля при остановленном двигателе.
Вакуумный насос выполняется в виде отдельного агрегата, который монтируется на двигателе и приводится во вращение ч помощью клиноременной передачи от шкива вентилятора. При этом насос имеет несложную конструкцию и принцип работы.
Диагностика ВУТ
Самостоятельная диагностика вакуумного усилителя тормозов — не сложная процедура, даже для начинающего автолюбителя, которая проводится в три этапа:
Первый этап
Заводим автомобиль и позволяем ему поработать на холостых оборотах 5-7 минут. Затем глушим двигатель, и полностью выжимаем педаль тормоза, создавая таким образом вакуум в усилителе. Далее педаль отпускаем и снова выжимаем.
При наличии проблем в работе вакуумника, при повторном нажатии педали, ее ход будет значительно меньше, так как вакуум больше не может быть создан.
В случае, когда второе нажатие на педаль, не отличается от первого, можно сделать вывод, что система исправна, или продолжить проверку, для получения дополнительного проверочного результата.
Второй этап
При заглушенном двигателе автомобиля, необходимо 6-8 раз нажать педаль тормоза. Затем педаль выжимается до максимума, и двигатель заводится.
При отсутствии проблем в работе вакуумника, педаль в момент нажатия, даже при условии, когда она выжата до конца, слегка опустится ещё ниже. Это обусловлено тем, что в системе начнет создаваться вакуум. Мембрана давит на щиток, а он, в свою очередь, тянет за собой толкатель, соединённый механизмом с педалью.
Если же педаль не сдвинулась с места, за этим следует вывод, что вакуум в системе создан не был, и это указывает на наличие неисправностей, препятствующих этому процессу.
Третий этап
Этот этап определяет, имеется ли утечка воздуха из системы.
Для проведения диагностики следует завести двигатель, выжать педаль тормоза до упора, а затем заглушить двигатель.
В случае, когда педаль не отклонилась от максимально выжатого состояния в течение 30 секунд, проблем с вакуумным усилителем тормозов нет. Если же педаль после отпускания, под действием возвратной пружины, начинает принимать обратное положение, это показатель того, что давление внутри рабочей камеры растет, а значит механизм неисправен.
Неисправности вакуумного насоса и их устранение
Если в работе насоса происходит сбой, в нем возникает утечка, то из области двигателя начинает раздаваться шипящий звук, управление обогревателем может не срабатывать при включении, а для нажатия на тормозную педаль требуется большое усилие.
Утечки в вакуумной линии могут проявляться так же, как и отказ насоса.
На необходимость замены вакуумного насоса указывает следующее:
• не работает управление обогревателем;
• слышен звук шипящего воздуха;
• к тормозной педали приходится прикладывать большие усилия.
Общее техническое состояние (в том числе вакуумного насоса) автомобиля можно проверить с помощью персонального диагностического сканера. Из представленных на рынке советуем обратить внимание на Scan Tool Pro Black Edition.
Данное устройство совместимо с большинством старых и новых автомобилей, при наличии ODB2 разъёма. Основным преимуществом данного сканера является диагностика не только двигателя автомобиля, но и сопутствующих систем. Подключение происходит по средствам bluetooth (для android) и wi-fi (для IOS). Вся информация о состоянии автомобиля и описание имеющихся неисправностей выводится на экран телефона/планшета на русском языке.
Спасибо. не знал, обязательно попробую. Вот еще один симптом. Может вакуум не рабочий и сосет воздух? Так как при прогреве когда завел машину на холодную обороты тысяча и потихоньку двигатель греется как будто на трех или двух цилиндрах работает. И так машина прогревается и через пять минут обороты вырастают до 1500 и машинка прогревается и сбрасывает до тысячи. А вот если вмешаться в процесс прогрева и в начале прогрева интенсивно давать тормоз. Двигатель держит с начало прогрева 1500 а через пять минут держит 2000 и как нагреться сбрасывает до 1000-это мой х.х. Так как у меня все завязано на вакууме то все грехи на него. Еще узнал что проверить его можно следующим образом: С заглушенным двигателем несколько раз давим на педаль, пока она не станет совсем тугой. Потом, держа ногу на педали, заводим. При исправном усилителе педаль сразу «проваливается». Если где-то подсос и негерметичность — усилитель перестаёт работать после глушения двигателя. И так тоже попробую. Результат напишу. Спасибо за помощь. Ебать! Еще узнал что там есть клапан на шланге типа он только в одну сторону дает давить а в обратную нет. Походу и его надо проверить, я такой у себя замечал. Он как на противогазе, наружу дает дышать а в обратку не дает. А я чуть с дуру весь вакуум, не пошел и купил.
———- Сообщение добавлено 18.03.2013 в 10:13 ———-
Проверка показала что вакуум исправен. Накачал педаль и запустил двигатель, педаль провалилась плавно. Значит работает. Но чет мне показалось что подозрительна. Не сразу провалилась а с замедлением каким-то. Дома в гараже приеду и проверю сняв патрубок и проверю пальцем. За одно и клапан проверю.
———- Сообщение добавлено 18.03.2013 в 10:16 ———-
Отказ усилителя, вызванный разгерметизацией, сопровождается еще одним неприятным эффектом. Подсос воздуха в один из патрубков впускного коллектора (обычно это патрубок 4-го цилиндра) вызывает резкое обеднение смеси, поступающей в этот цилиндр. В других цилиндрах это мало заметно из-за инерционности потока горючей смеси. Итак, смесеобразование в одном из цилиндров нарушено — двигатель начинает «троить». Владелец меняет свечи, регулирует клапаны — ничего не помогает. В этом случае заглушите шланг усилителя, исключив подсос воздуха. Если двигатель заработает нормально — дело в тормозах. Попробую и так сделать.
———- Сообщение добавлено 18.03.2013 в 10:51 ———-
Sneckus
Sep 5 2010, 02:12 PM
У меня тоже похоже вакумник полетел, причем давно. Жмеш педаль, тормоза усиливаются, с этим все нормально. Но слышно противное шипение и обороты вверх плывут. Потом назад падают до 1000. Начитался форума, поехал, купил вакумник с разборки, заменил и . ничего не поменлось. Поругался, поехал купил еще один. Проверил его не устанавливая. Снял трубку с вакумника, который на автомобиле и подсоединил к другому вакумнику, который положил в двигательный отсек сверху. Дырку, где подсоединяется главный тормозной цилиндр, заткнул резиновой грушей. Завел, обороты в норме, нажимаю тормозы, они колом стоят, обороты не меняются (правильно — ведь вакумник отключен). В двигательном отсеке взял в руки подключенный вакумнмк и руками нажал на шток тормозов. Он кстати легко вошел. Но опять поплыли обороты двигвтеля!! Т.е этот тоже неисправен. Поехал поменял. И опять тоже самое!! Может быть такое, что 4 вакумнмка подряд и все травят воздух?
Новый стоит 18000 рублей, хотелось бы понимания, что проблема действительно в нем.
И еще — у меня АБС и вакумник не простой, а с каким то датчиком. По каталогу называется «Датчик продолжительности пути». Не нашел нигде какие у него функции. Может в нем проблема?
Sneckus
Sep 11 2010, 08:56 PM
ДА. unsure.gif
Все продолжается. Уже пятый вакумнмк дает такой же результат. На меня уже косятся на разборке, когда меняю вакумнмк. И спросили , может проблема не в вакумнмке? А что я им отвечу? На разборке остался один — последний вакумник, который я еще не проверял. Если он тоже будет «бракованный» (или не бракованный) — не знаю что делать. sad.gif
Может кто знает что по этой теме?
Sneckus
Sep 27 2010, 08:35 PM
Как обычно.. Сам спросил, сам ответил.
Докладываю: Вакумнмк не причем. Причиной того что обороты плавали может оказаться не обязательно вакумник.
Не работало управление моновпрыском, т.к. отвалился один из проводов. Соответственно, CO 2 было жутко огромное, и когда нажимеш на тормоз, немного воздуха уходит в вакумнмк. Воздуха моновпрыску и так не хватает, ему совсем плохо становится, вот обороты и растут.
Сделали моновпрыск, все устаканилось. И менять уже ничего не надо.
Вот еще нашел на др. форуме. Вообще атас, может у меня такая же ерунда. Раз вакуум рабочий. Только у меня карбюратор плохо работает. Смесь богатая и кушает хорошо. Как нажмешь на тормоз обороты поднимаются.
Последний раз редактировалось krivosheev; 18.03.2013 в 09:51 .
Ремонт агрегата — замена диафрагмы
Данная операция непопулярна в среде владельцев «Жигулей», обычно автолюбители предпочитают менять усилитель целиком. Причина — несоответствие результата затраченным усилиям, проще купить и поставить ВУТ в сборе. Если вы однозначно решили разбирать и ремонтировать вакуум-усилитель, подготовьте инструментарий и расходные материалы:
- монтажная лопатка, мощная плоская отвёртка;
- пассатижи;
- молоток;
- щётка с металлическим ворсом;
- тиски слесарные большие;
- комплект ремонтный для вакуумных усилителей ВАЗ 2103—2107;
- герметик силиконовый.
Лучше всего покупать ремкомплект от Балаковского завода резинотехнических изделий. Данное предприятие является прямым поставщиком деталей для «АвтоВАЗа» и производит качественные оригинальные запчасти.
Для выполнения ремонтных работ ВУТ необходимо снять с автомобиля, как описывается в инструкции выше. Разборка и замена деталей ведётся в таком порядке:
- Поставьте на корпусе метку маркером, развальцуйте соединения с крышкой, отгибая монтажной лопаткой края обечайки.
После сборки установите агрегат на автомобиль, заранее отрегулировав вылет штока (процедура описывается в предыдущем разделе). По окончании проверьте работоспособность усилителя на ходу.
Видео: как поменять диафрагму ВУТ на «классике»
Усилители тормозов вакуумного типа нечасто беспокоят хозяев «Жигулей» поломками. Известны случаи, когда заводской ВУТ исправно работал в течение всего срока эксплуатации автомобиля ВАЗ 2107. При внезапном отказе агрегата тоже паниковать не стоит — неисправность вакуум-усилителя не влияет на работу тормозной системы, только педаль становится жёсткой и неудобной для водителя.