Двигатели для космических кораблей схема
Известия РАН. Энергетика, 2019, № 3, стр. 3-13
Электрические ракетные двигатели нового поколения для малых космических аппаратов
Р. В. Ахметжанов 1, * , А. В. Богатый 1 , Г. А. Дьяконов 1 , В. П. Ким 1 , Д. В. Меркурьев 1 , Н. В. Любинская 1 , С. А. Семенихин 1 , О. О. Спивак 2 , Г. А. Попов 1
1 Научно-исследовательский институт прикладной механики и электродинамики федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования “Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)” (НИИ ПМЭ МАИ)
Москва, Россия
2 Акционерное общество “Конструкторское бюро химавтоматики”
Воронеж, Россия
Поступила в редакцию 03.04.2019
После доработки 12.04.2019
Принята к публикации 16.04.2019
В настоящее время одним из активно развивающихся направлений в мировой космической отрасли является разработка и применение малых космических аппаратов (МКА). Для увеличения срока активного существования МКА их необходимо оснащать корректирующими двигательными установками на базе двигателей с высокими значениями удельного и суммарного импульса тяги. В качестве таких двигателей могут выступать электрические ракетные двигатели (ЭРД) малой мощности (от нескольких десятков до нескольких сотен ватт) различных типов. В статье представлен обзор работ НИИ ПМЭ МАИ по направлению ЭРД для МКА. Представлены основные результаты работ по трём типам ЭРД малой мощности: абляционным импульсным плазменным двигателям (АИПД), высокочастотным ионным двигателям (ВЧИД) и стационарным плазменным двигателям (СПД).
Космический полигон.
Официально объявленная цель полета X-37 — «отработка перспективных технологий». Каких именно, в Пентагоне не уточняют. По всей видимости, мини-шаттл предназначен для уничтожения космических спутников, а одна из целей проекта — проверка экономической эффективности этого метода по сравнению с ракетными средствами.
Каждая миссия X-37 сопровождается дополнительной программой. Например, в предпоследнем, самом длительном полете американские военные совместно с НАСА испытали ионный ракетный двигатель. Также космическое агентство в рамках проекта METIS (Materials Exposure and Technology Innovation in Space) изучало характеристики перспективных материалов в космических условиях.
О последнем старте известно, что вместе с X-37 в интересах ВВС США запущено несколько кубсатов. Сообщается, что вторая ступень Falcon 9 вошла в атмосферу планеты под увеличенным углом, вероятно, малые спутники выпущены где-то над Австралией. Выведены ли эти аппараты на орбиту из грузового отсека мини-шаттла или отсоединились непосредственно от ракеты, неизвестно, трансляция пуска после отделения первой ступени прекратилась. Также в рамках OTV-5 на борту X-37 будет испытан тепловой рассеиватель ASETS-II (Advanced Structurally Embedded Thermal Spreader) для микроэлектронных устройств.