Характеристики двигателя ваз 2130 и 2123 - Авто Сфера №76
Avtosfera76.ru

Авто Сфера №76
12 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Характеристики двигателя ваз 2130 и 2123

Двигатель четырехтактный,карбюраторный, с верхним расположением распределительного вала. Система охлаждения двигателя – жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией жидкости. Двигатель имеет комбинированную систему смазки: под давлением и разбрызгиванием.

Технические характеристики двигателя

Количество цилиндров:4
Рабочий объем цилиндров, л:1,790
Степень сжатия:9,5
Номинальная мощность при частоте вращения коленчатого вала 5400 об/мин,:60 кВт.-(81,8 л.с.)
Диаметр цилиндра, мм:82
Ход поршня, мм:84
Число клапанов:8
Минимальная частота вращения коленчатого вала , об/мин:750-800
Максимальный крутящий момент при 3000 об/мин., Н*м:135
Порядок работы цилиндров:1-3-4-2
Октановое число бензина:91-93
Система подачи топлива:карбюратор
Свечи зажигания:А17ДВР, BP6ES(NGK)
Вес, кг:122

Особенности двигателя.

Двигатель ВАЗ 2130 может применяться для установки на автомобили ВАЗ «Нива»: 2121, 21213, 21214, 2131; «Надежда» 2120 и их модификации.

Двигатель принадлежит к семейству ДВС созданных на базе модели ВАЗ-21213. В результате изменений, двигатель получил дополнительный объем (рабочий объем 1774 куб. см) и изменение динамических характеристик. Рабочий объем немного добавил мощности двигателю. По сравнению с вариантом 21213, увеличился крутящий момент, и пик момента сместился на более низкие обороты – 3200 об/мин.

Увеличение объема осуществлялось за счет камеры сгорания и увеличения хода поршня. Двигатель выпускается в двух модификациях: ВАЗ-2130-00 – карбюраторный( 82 л.с.); ВАЗ-2130-20(26) – инжекторный(84,7 л.с.).

Блок цилиндров. За основу взят блок цилиндров 21213 с межцентровым расстоянием – 95 мм и высотой . 215,9 -0,15 мм (расстояние от оси вращения коленчатого вала до верхней поверхности блока). Номинальный диаметр цилиндров составляет 82мм. По сравнению с блоком 21213 высота увеличилась на 1,4 -1,3мм. На производстве такие блоки маркируются краской в районе сапуна (смотреть «Блок цилиндров»).

Для двигателя разработан новый коленчатый вал 2130-1005020-02(01). Коленчатый вал стальной, кованный. По посадочным местам он соответствует параметрам коленвала 21213. Отличается он увеличенным радиусом кривошипа – 41,9мм ( ход поршня составляет 83,8мм.). На шатунных шейках имеется один маслоподводящий канал (на вале 21213 – два отверстия).

Особенности

Головка цилиндров 2130 -1003011-00 конструктивно не отличается от головки 21011, но имеет увеличенную камеру сгорания. Камера сгорания выполнена с размером 81х53 мм и объемом 34,3 см куб. В отверстии камеры просматриваются две фрезерованные ступеньки высотой около 1мм. Для двигателя в инжекторном исполнении применяется головка блока цилиндров 2130-1003011-20. Гидроопоры и гидронатяжитель цепи – не устанавливаются.

Привод распредвала – цепной. Цепь двухрядная втулочно-роликовая мод. 2103. Башмак натяжителя и успокоитель цепи установлены от модели 2103. Натяжитель цепи – от модификации 21213.

Шатунно-поршневая осталась без изменений от двигателя 21213.

На карбюраторных двигателях используется карбюратор 21073 типа «Солекс». Система зажигания – бесконтактная.

На инжекторных модификациях, электронное управление двигателем соответствует элементной базе используемой для двигателей 21214 с попарно-параллельным впрыском топлива. Установленный контроллер Бош МП 7.0, обеспечивает режимы работы двигателя соответствующие экологическим требованиям Евро 2. Датчик фаз не применяется.

Остальные конструктивные элементы соответствуют модели ВАЗ-21213.

Характеристика двигателя ВАЗ
Основные элементы двигателя

Двигатели ВАЗ.

Выберите модель двигателя ВАЗ

Поршень не доходит до ВМТ

Сообщение Sergey_n24 » 15 ноя 2014, 14:18

Re: Не доходит поршень!!

Сообщение Captain » 15 ноя 2014, 18:14

Нет. Поскольку на двигателях «классических» ВАЗов объёмом 1.2-1.6 л ставились одинаковые головки* 21011, то для обеспечения требуемой степени сжатия дополнительная часть объёма камеры сгорания у двигателей 1.3 выполнена в виде выемки в поршне, у двигателя 1.5 в надпоршневом пространстве от поршня до привалочной плоскости ГБЦ, у двигателя 1.6 и там, и там.

*кроме ранних двигателей 2101 и 2103 с головкой 2101 и двигателя 2105 с ременным приводом ГРМ.

Re: Не доходит поршень!!

Сообщение Умник » 15 ноя 2014, 19:09

Re: Не доходит поршень!!

Сообщение Колян69 » 15 ноя 2014, 19:28

1. Двигатель 2101.

Это первый жигулевский мотор повзаиствованый у FIAT-124. Игначально он устанавливался на «копейку» и является прародителем всех двигателей ВАЗ.
Технические характеиристики двигателя ВАЗ 2101:
Рабочий объем: 1197 см. куб.
Диаметр цилиндра: 76 мм
Ход поршня: 66 мм.
Мощность: 59 лошадиных сил
Устанавливался на: ВАЗ-2101, 21013, 21035.
2. Двигатель 21011.

Двигатель «одинадцатой» модели Жигулей. Отличается от 2101 увеличеным обемом, соотвественно, цилиндрами большего диаметра.
Технические характеиристики двигателя ВАЗ 21011:
Рабочий объем: 1294 см. куб.
Диаметр цилиндра: 77 мм
Ход поршня: 66 мм.
Мощность: 64 лошадиных сил
Устанавливался на: ВАЗ-21011, 21021, 21033, 21063.
Его разновидностью является двигатель 2105, основным отличием которого является ременный привод газораспределительного механизма. Устанавливался на ВАЗ-2105, 21072. Мощность 64 л.с.
3. Двигатель 2103.

Основным отличием от 2101 можно считать увеличенную высоту блока цилиндров и хода поршней. За счет чего увеличился рабочий объем и мощность.
Технические характеристики двигателя ВАЗ 2103:
Рабочий объем: 1452 см. куб.
Диаметр цилиндра: 76 мм
Ход поршня: 80 мм.
Мощность: 71 лошадиных сил.
Степень сжатия: 8,5
Максимальный крутящий момент при 3400 об/мин.: 104 Hm
Бензин октановым числом не менее: 91-93
Устанавливался на модели: ВАЗ-2103, 21043, 21053, 21061 и 2107.

4. Двигатель 2106.

Отличается от «троечного» двигателя увеличеным на три миллиметра диаметром цилиндров, большим объемом и мощность.
Технические характеристики двигателя ВАЗ 2106:
Рабочий объем: 1569 см. куб.
Диаметр цилиндра: 79 мм
Ход поршня: 80 мм.
Мощность: 75 лошадиных сил.
Степень сжатия: 8,5
Максимальный крутящий момент при 3400 об/мин.: 104 Hm
Бензин октановым числом не менее: 91-93
Устанавливался на: ВАЗ-2106, 21074 и 2121 «Нива».
5. Двигатель 21213.

Отличается от «шестерочного» еще большим диаметром цилиндров.
Технические характеристики двигателя ВАЗ 21213:
Рабочий объем: 1690 см. куб.
Диаметр цилиндра: 82 мм
Ход поршня: 80 мм.
Мощность: 80 лошадиных сил.
Степень сжатия: 9,3
Максимальный крутящий момент при 3400 об/мин.: 127 Hm
Бензин октановым числом не менее: 91-93
Устанавливался на: ВАЗ-21213 и 21214 «Нива».
От других двигателей отличается конструкцией головки блока цилиндров, карбюратором и электронной систиемой зажигания. Этот двигатель имеет множество модификаций. Вплоть до модификации 21128i с инжектором, доведеной до объема в 1,8 литра и мощности в 105 лошадиных сил. Но эта модификация не является серийным двигателем ВАЗа.
6. Двигатель 2130.

По сранению с двигателем 21213 здесь увеличенна высота блока цилиндров и, соответственно, ход поршя за счет использования иного коленвала.
Технические характеристики двигателя ВАЗ 2130:
Рабочий объем: 1790 см. куб.
Диаметр цилиндра: 82 мм
Ход поршня: 84 мм.
Мощность: 82 лошадиных сил.
Степень сжатия: 9,3
Максимальный крутящий момент при 3400 об/мин.: 135 Hm
Бензин октановым числом не менее: 91-93
Устанавливался на: ВАЗ-2121, 21213, 21214, 2131 «Нива»; 2120 «Надежда» и их модификации.

Читать еще:  Всх двигателя что это такое

Колено 2130

  • Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы ответить

#1 ODESSIT

  • Пользователи
  • 463 сообщений
  • Регистрация 31-Август 07
    • Наверх
    • Жалоба

    #2 Интервент

  • Модераторы
  • 6 027 сообщений
  • Регистрация 16-Декабрь 05
    • Откуда: Киев
    • Авто: ВАЗ-21011 1,7; ВАЗ-2123 Нива

    но должно и негативно влиять на работу двигателя.

    • Наверх
    • Жалоба

    #3 kompas

  • Пользователи
  • 423 сообщений
  • Регистрация 30-Май 07
    • Наверх
    • Жалоба

    #4 Интервент

  • Модераторы
  • 6 027 сообщений
  • Регистрация 16-Декабрь 05
    • Откуда: Киев
    • Авто: ВАЗ-21011 1,7; ВАЗ-2123 Нива
    • Наверх
    • Жалоба

    #5 nemez

  • Пользователи
  • 4 058 сообщений
  • Регистрация 07-Июль 08
  • ODESSIT
    на днях запущу мотор, расскажу как оно ))) 😳
    в 06 блоке оно барахтается. Без недохода, поршень в заподлицо.
    А масса — это наоборот хорошо. Чем больше масса — тем больше ресурс. Хочешь побольше ресурс на этом колене — 2 кг демпфер наперед, и вперед кататься. Только его нада балансировать, тогда оно долго отходит.

    Добавлено спустя 23 минуты 18 секунд:

    Да, что могу сказать сразу. Будет уверенней вести себя на низких оборотах и трогаться хорошо без почти что без лишних прогазовок чуть ли не с холостых

    • Наверх
    • Жалоба

    #6 ODESSIT

  • Пользователи
  • 463 сообщений
  • Регистрация 31-Август 07
  • все равно увеличение хода сказывается на ресурсе. Если форсировать мотор и снимать мощность на высоких оборотах, 80 -ое колено дольше отходит.

    ресурс двигателей 2103 и 2106 такой же, как и 2101 и 21011. хотя ход поршня у них отличается аж на 14 мм

    да, но ведь и высота блока отличается.
    не думаю что при установке колена 2130 в 01, 11-й блок ресурс будет больше чем в 213-м. процесс образования овальности однозначно будет протекать быстрее. неужели это лишь теория?
    плюс, это колено тяжелее. не потеряет ли движка в оборотах?

    на днях запущу мотор, расскажу как он

    • Наверх
    • Жалоба

    #7 Интервент

  • Модераторы
  • 6 027 сообщений
  • Регистрация 16-Декабрь 05
    • Откуда: Киев
    • Авто: ВАЗ-21011 1,7; ВАЗ-2123 Нива

    да, но ведь и высота блока отличается.
    не думаю что при установке колена 2130 в 01, 11-й блок ресурс будет больше чем в 213-м. процесс образования овальности однозначно будет протекать быстрее. неужели это лишь теория?

    Процесс образования овальности зависит от соотношения R/S (отношение длинны шатуна к ходу поршня). Чем оно меньше, тем выше боковое давление поршня на цилиндр и, в теории, тем больше износ и поршня и цилиндра. Как я уже говорил, у моторов 2103 и 2106 это соотношение равно 1,7. У 2101 и 21011 — 2,04. При этом на практике ресурс двигателей одинаков. Я думаю, это более чем наглядный пример.
    Если составить список факторов, влияющих на ресурс двигателя, то все, о чем ты спрашиваешь, будет находиться далеко в конце.

    плюс, это колено тяжелее. не потеряет ли движка в оборотах?

    • Наверх
    • Жалоба

    #8 kompas

  • Пользователи
  • 423 сообщений
  • Регистрация 30-Май 07
  • Все таки 1.3 мотор дольше ходит чем 1.6 и 1.5. На практике лично мой 21011 мотор прошёл 350 тыс. до первой расточки, это при том, что многие уже после первой сотни точили. Правда мотор разбирался между этим пробегом и менялись кольца, и поршня. Хотя сравнивать 1.3 и 1.6 нет смысла, т.к. они оба довольно ресурсные. В случае, когда постоянные режимы 6000-8000 то овальность как овальность, а вот шатуны могут не выдержать. Если собирать боевой мотор на 2130 колене, то нужно всерьез подумать о поршневой группе, балансировке и развесовке. В первую очередь нужны кольца чем тоньше — тем лучше и лёгкая поршневая. Я планировал себе собрать 84х84. Но сложив все +- решил оставить 80 — ое колено. Хотя это я про крайности, т.к. в своем случае хочу собрать мотор высокооборотистый, который при этом будет иметь легкую поршневую, идеальную rs и (надеюсь) приличный ресурс. Для оборотов до 7000 и с 2130 коленом ресурс мотора не слишком будет отличаться от 21213, а если его не крутить так высоко и снимать момент на низах, то ресурс будет идентичен с другими моторами ВАЗ. Просто нужно понимать что в результате должно получиться. Т.к. большинство не строит формулы один, нет смысла гоняться за RS и т.п.

    Приведу наглядный пример. БМВ М3 (Е36, Е46) 3.2 имеет rs = 1,52, и при том, что это рядная шестерка, которая не так любит высокие обороты как 4-ёх цилиндровый мотор, у этой машины максимальные обороты 7500 с завода. Моторы отхаживают без особых проблем 200 тыс при условии что их не перегревают и не доводят до масляного голодания.
    Я думаю что грамотно собранный двигатель на 2130 колене и пиковых оборотах до 6500 тыс тоже отходит свои 150-200 тыс.

    Немного отойду от темы. На нашем форуме так глубоко обсуждаются технологии форсирования моторов, как ни на одном другом форуме, посвящённому иностранным машинам (я не говорю о ваз.ее и лада.сс). Это говорит о том что копейководы довольно грамотные люди )))

    • Наверх
    • Жалоба

    #9 ODESSIT

  • Пользователи
  • 463 сообщений
  • Регистрация 31-Август 07
  • Процесс образования овальности зависит от соотношения R/S (отношение длинны шатуна к ходу поршня). Чем оно меньше, тем выше боковое давление поршня на цилиндр и, в теории, тем больше износ и поршня и цилиндра. Как я уже говорил, у моторов 2103 и 2106 это соотношение равно 1,7. У 2101 и 21011 — 2,04. При этом на практике ресурс двигателей одинаков. Я думаю, это более чем наглядный пример.

    Да-да, спасибо, я профилонил просто о шатунах написать.
    Итак, используем колено 2130 с 136мм шатунами, итого имеем 1,619.
    В наших блоках такая установка анриал, достаточно ли высоты блока 213 для такой конфигурации?

    8 тысяч оборотов на первых трех передачах тебе хватит?

    Если составить список факторов, влияющих на ресурс двигателя, то все, о чем ты спрашиваешь, будет находиться далеко в конце.

    работает супер. единственный минус — стоит дорого (ок. 2 тысяч гривен).

    • Наверх
    • Жалоба

    #10 yurecgod

  • Администраторы
  • 6 162 сообщений
  • Регистрация 15-Апрель 06
  • с 01 шатунами, чем с 213-ми, т.к. имеем 1,61 против 1,5, разница конечно не большая, но близость к 1 велика.

    нечё не понял?
    2101 шатуны и 21213 имеют размер 136, в чём разница?
    я ставил 213 только для того что бы плавающие пальцы
    запулить. Правда это уже флуд

    • Наверх
    • Жалоба
    Читать еще:  Что сделать из двигателя перфоратора

    #11 ODESSIT

  • Пользователи
  • 463 сообщений
  • Регистрация 31-Август 07
    • Наверх
    • Жалоба

    #12 Интервент

  • Модераторы
  • 6 027 сообщений
  • Регистрация 16-Декабрь 05
    • Откуда: Киев
    • Авто: ВАЗ-21011 1,7; ВАЗ-2123 Нива

    ODESSIT, Шатуны 21213 и 2101 отличаются только способом посадки пальца, межцентровое расстояние у них одинаковое — 136 мм. Шатуны 129 мм это не заводские.

    Далее, поставить колено 2130 в блок 21011 можно, я сам на таком моторе езжу вот уже 8 тысяч (из них 2 обкатки, остальное с переключениями на 5-6 тысячах, это по городу, на гонках и до 7-8т). Но это мера была практически вынужденная; если собирать мотор с нуля то конечно лучше брать за основу блок 21213 или хотя бы 2106.

    Ну и насчет того, оправдана ли цена коленвала, я бы сказал, что если общий бюджет мотора у тебя не превышает 10 тыс. гривен, переплачивать за колено в 4 раза по сравнению с коленом 80 мм смысла нет. Эту сумму лучше потратить на толковый распредвал или карбы. От этого прибавка будет больше, чем просто от лишних 100 кубов. Ну а если вопрос финансов не принципиален, то конечно есть смысл ставить.

    • Наверх
    • Жалоба

    #13 ODESSIT

  • Пользователи
  • 463 сообщений
  • Регистрация 31-Август 07
  • с 01 шатунами, чем с 213-ми, т.к. имеем 1,61 против 1,5, разница конечно не большая, но близость к 1 велика.

    поставить колено 2130 в блок 21011 можно

    Хоть какой-то недоход при этом остаётся?

    Интересует колено, потому как тоже интересует 84х84.

    Я планировал себе собрать 84х84. Но сложив все +- решил оставить 80 — ое колено.

    • Наверх
    • Жалоба

    #14 yurecgod

  • Администраторы
  • 6 162 сообщений
  • Регистрация 15-Апрель 06
  • Хоть какой-то недоход при этом остаётся?

    Ну ваще то тебе шатун надо будет усадить,
    где то 127 делать я так понимаю, а может чуть меньше,
    посчитать надо.

    Добавлено спустя 56 секунд:

    kompas писал(а):
    Я планировал себе собрать 84х84. Но сложив все +- решил оставить 80 — ое колено.

    Вот про +/- можно поподробнее.

    точить на 84, а колено 80?

    Лутше уже наоборот

    • Наверх
    • Жалоба

    #15 Интервент

  • Модераторы
  • 6 027 сообщений
  • Регистрация 16-Декабрь 05
    • Откуда: Киев
    • Авто: ВАЗ-21011 1,7; ВАЗ-2123 Нива

    Хоть какой-то недоход при этом остаётся?

    • Наверх
    • Жалоба

    #16 ODESSIT

  • Пользователи
  • 463 сообщений
  • Регистрация 31-Август 07
    • Наверх
    • Жалоба

    #17 kompas

  • Пользователи
  • 423 сообщений
  • Регистрация 30-Май 07
    • Наверх
    • Жалоба

    #18 Интервент

  • Модераторы
  • 6 027 сообщений
  • Регистрация 16-Декабрь 05
    • Откуда: Киев
    • Авто: ВАЗ-21011 1,7; ВАЗ-2123 Нива
    • Наверх
    • Жалоба

    #19 nemez

  • Пользователи
  • 4 058 сообщений
  • Регистрация 07-Июль 08
    • Наверх
    • Жалоба

    #20 Mr.Mario

  • Пользователи
  • 2 сообщений
  • Регистрация 11-Сентябрь 10
  • Советы по улучшению «родного» движка

    Кроме вышеперечисленных изменений, можно попробовать использовать облегчённые клапана и направляющие втулки для них. Это позволит уменьшить сопротивление всасываемому потоку рабочей смеси в цилиндры, улучшение наполняемости увеличивает мощностные показатели двигателя. Можно порекомендовать заняться облегчением массы маховика (см. статью «Плюсы и минусы облегченного маховика»). В нём имеются зоны, в которых можно снять излишки металла. Уменьшение его инерционной массы даёт экономию мощности на преодоление момента инерции двигателя.

    Также улучшить характеристики мотора можно установкой тюнингового распределительного вала и разрезной шестерни в приводе ГРМ. Улучшению наполняемости рабочих цилиндров топливовоздушной смесью поможет установка воздушного, так называемого, фильтра нулевого сопротивления. Чтобы улучшить отвод отработанных газов, применяют прямоточные системы выхлопа. Встречаются тюнинговые «движки» с карбюраторами Солекс, у которых увеличены проходные сечения диффузоров первичной и вторичной камер. Также желательно заменить систему зажигания более современной, электронной бесконтактной.

    Предок, которого не было: почему история 1,8-литрового двигателя ВАЗ длиннее, чем кажется

    Совсем недавно мы говорили о новейшем двигателе ВАЗ-21179 и подробно разбирали его конструкцию. В первой части рассказа мы рассмотрели изменения по блоку и головке, а также изучили фазовращатель, а во второй более детально оценили конструкцию отдельных узлов и поразмышляли над вопросами применяемости этого двигателя и возможностями его форсировки.

    Забытое прошлое

    Чем дальше мы двигались в этом детальном обзоре, тем более просыпалось чувство дежавю: что-то очень похожее где-то уже встречалось. А ведь и правда, на ВАЗе когда-то уже существовал проект двигателя объёмом 1,8 литра, и речь не о модели «Силуэт» из середины 2000-х, с которой мы начали рассказ о моторе ВАЗ-21179. Нет, всё зародилось гораздо раньше, и в первый раз мы вскользь касались этой темы в финале повествования о «классических» ВАЗовских моторах, ведущих родословную от двигателя ВАЗ-2101.

    Продолжив изучать историю «экспериментального» семейства, состоявшего из моторов ВАЗ-320, -321, -322 и -3433, мы наткнулись на настоящий триллер – происходившее в 1986-1987 годах противостояние между ВАЗ и АЗЛК за право производить мотор 1,8 литра своей разработки. Хеппи-энда не случилось – ВАЗ проиграл в конструкторском конкурсе, устроенном Минавтопромом, а на АЗЛК впоследствии не смогли запустить новый мотор в производство.

    К слову, сведения о том, что же за мотор тогда получился у специалистов КБПД АЗЛК, весьма и весьма обрывочны. И да, спустя несколько лет после окончания истории с этим загадочным двигателем (в 1991-м стало понятно, что производить его негде), конструкторы АЗЛК всё же передали в производство моторы объёмом 1,7-1,8 литра – их выпускали на Уфимском заводе автомобильных моторов, и они известны под индексами УЗАМ-3317, УЗАМ-3318 и УЗАМ-3313 – однако всё это, по большому счёту, не более, чем «расточенные» и получившие увеличенный ход поршня двигатели всё того же Москвич-412 с отдачей 85-90 л. с. и 130-135 Нм.

    Действительно, «опереться» в конструировании двигателя на уже имеющийся блок – идея заманчивая, а зачастую и единственная из здравых. Не раз (мягко говоря) ходили этим путём и инженеры ВАЗа – и в том самом злополучном конкурсе «рецепт» их мотора был примерно такой же. «Примерно» – потому что просто расточить цилиндры, увеличить высоту блока и сделать более высоким «колено» – не обязательно означает получить на выходе мотор с оптимальными характеристиками, и это во Временном творческом коллективе УПД ВАЗа, который занялся в 1986 году «конкурсным» мотором 1,8 литра, хорошо понимали. Про то семейство моторов, которое получилось у них в итоге, нам удалось кое-что узнать. Так что же роднит его с новым ВАЗовским двигателем ВАЗ-21179?

    Читать еще:  Двигатель берет масло что залить

    Правильная идеология

    Конечно, те моторы ни в коей мере не могут считаться родственными новому ВАЗовскому двигателю ВАЗ-21179 в привычном смысле – то были агрегаты, устанавливаемые продольно, они планировались под заднеприводные и, главным образом, полноприводные автомобили конца 1980-х годов – в отличие от нового двигателя ВАЗ-21179, который имеет «переднеприводную» родословную и вообще разработан на качественно новом уровне. И всё же мы рискнули провести параллель между этими семействами, и не только из-за одинакового рабочего объёма.

    Эти две истории, с новым ВАЗовским 1,8-литровым мотором и со «старым» того же объёма, объединяет несколько интересных моментов. И первый из них заключается в том, что двигатели середины 1980-х и середины 2010-х были получены по одному и тому же рецепту – если угодно, они родственники не по «архитектуре», а по «идеологии». Дело в том, что в обоих случаях главенствующим требованием при разработке была максимальная привязка к действующему производству, чтобы снизить затраты на освоение. По факту это как раз-таки означает следующее: блок цилиндров «трогать» по минимуму, сохраняя ключевой параметр – расстояние между центрами цилиндров. Как известно, у «классических» ВАЗовских моторов оно равно 95 мм, а у «переднеприводных» – 89 мм. Несмотря на всю новизну, эти цифры остались неизменными и у канувшего в Лету семейства «321-322» (95 мм), и у современного ВАЗ-21179 (89 мм).

    Тем не менее, во второй половине 1980-х годов ВАЗовским специалистам удалось создать семейство моторов, значительно превосходящее по показателям мощности и крутящего момента и имеющиеся тогда на ВАЗе двигатели, и все более поздние серийные варианты «классического» мотора. В разрабатываемое семейство вошли двигатели объёмом 1,8 литра: бензиновый восьмиклапанный ВАЗ-321, 16-клапанный ВАЗ-322 и вихрекамерный дизельный двигатель ВАЗ-3433 с турбонаддувом. «Предтечей» этих моторов считается экспериментальный 1,8-литровый бензиновый восьмиклапанник ВАЗ-320.

    Техническим заданием для трёх новых моторов были заданы следующие показатели: диаметр цилиндра 82 мм, ход поршня 85 мм, рабочий объём 1 795 см³, мощность 90,5, 130,5 и 85 л. с. соответственно, крутящий момент – 14, 17 и 16 кГм (примерно 137, 167 и 157 Нм). Как видим, наибольшую отдачу должен был обеспечить 16-клапанный мотор ВАЗ-322 – 130,5 л. с. и 167 Нм. Для сравнения – цифры мотора ВАЗ-21179, разработанного на АВТОВАЗе спустя 30 лет, в конце 2010-х: 122,5 л. с. и 170 Нм.

    В сентябре 1986 года на ВАЗе при Управлении проектирования двигателей (УПД) НТЦ ВАЗа по указанию Михаила Алексеевича Коржова (главный конструктор двигателей) был создан Временный творческий коллектив (ВТК), куда вошли группы испытателей и технологов завода. Руководителем проекта был назначен начальник отдела проектирования дизельных двигателей Леонид Николаевич Новиков. Так как проект участвовал в конкурсе (мы помним, что свой вариант семейства двигателей 1,8 литра разрабатывал и АЗЛК), был назначен куратор из правительства – Иван Степанович Силаев, заместитель председателя совета министров СССР. Кроме того, проект находился под наблюдением Комитета по науке и технике. По свидетельству ведущего конструктора двигателя ВАЗ-322 Аркадия Васильевича Егорова, за четыре месяца, с сентября по декабрь 1986-го, удалось разработать, изготовить и провести испытания восьмиклапанных ВАЗ-321, выдать конструкторскую документацию (КД) и приступить к изготовлению деталей для 16-клапанных бензиновых ВАЗ-322, а также полностью закончить КД на дизель ВАЗ-3433.

    Только что собранный двигатель ВАЗ-321, имевший повышенные по сравнению с прежними моторами жёсткость и температурную стойкость блока, по словам очевидцев, на испытаниях в Димитровграде, где был самый продвинутый на момент 1980-х годов моторный стенд, завёлся буквально с пол-оборота. Мало того, он сразу же выдал показатели даже немного превосходящие требования ТЗ: 92 л. с. (67 кВт) при 5 800 об/мин и 147 Нм при 3 800 об/мин. Но, как мы уже знаем, в конкурсе победил проект АЗЛК, и поэтому ВАЗовское семейство моторов отправилось в «свободное плаванье». Благо, было совершенно понятно, куда именно его можно поставить.

    Большие планы

    Именно тогда, в конце 1980-х, двигатель 1,8 литра на ВАЗе впервые был установлен на прототип с прицелом на серийное производство. В июле 1987 года двигатель ВАЗ-320 был обозначен в качестве одного из вариантов мотора для нового поколения Нивы ВАЗ-2123 – той самой модели, которая много лет спустя перешла бренду Chevrolet. Впрочем, в то время, о котором мы говорим, никакой модели ещё не было – в 1988 году был построен первый ходовой макет ХМ-1, кузов которой представлял собой прежний, но удлиненный в районе средней стойки на 150 мм. Любопытный факт: дизайн «конечного» автомобиля задумывался как полностью оригинальный (так и получилось), но даже на том первом ходовом макете, по экстерьеру почти идентичном с ВАЗ-2121, стояли пластиковые бампера – которые теперь как бы передают привет Lada 4×4 Urban! Если серьёзно, то ХМ-1 отличался от прежней «Нивы» не только бамперами и длиной кузова: главные отличия крылись в полностью независимой задней подвеске, запаске под полом багажника и, конечно, в более мощным моторе.

    Поскольку мотор 2130 относится к классическим вертикально-рядным ДВС производителя, он унаследовал от них следующие поломки:

    Расход топлива увеличиваетсявыработка инжекторного или карбюраторного узла смешивания и подачи топливазамена деталей карбюратора/инжектора или регулировка
    Перегрев в смешанном цикле или на трассезабитый радиатор либо износ крыльчатки помпыремонт/замена радиатора и помпы
    Вибрация, стук, «троение»износ распредвала, разрегулировка клапанов, вкладышей и подшипников КШМзамена и регулировка после диагностики

    Обрыв привода ГРМ гарантированно приводит к загибу клапанов, потому состояние цепи следует контролировать постоянно. Производитель АвтоВАЗ не рекомендует использовать воду внутри системы охлаждения, даже летом.

    Неисправности: причины и их устранение

    Поскольку мотор 2130 относится к классическим вертикально-рядным ДВС производителя, он унаследовал от них следующие поломки:

    Расход топлива увеличиваетсявыработка инжекторного или карбюраторного узла смешивания и подачи топливазамена деталей карбюратора/инжектора или регулировка
    Перегрев в смешанном цикле или на трассезабитый радиатор либо износ крыльчатки помпыремонт/замена радиатора и помпы
    Вибрация, стук, «троение»износ распредвала, разрегулировка клапанов, вкладышей и подшипников КШМзамена и регулировка после диагностики

    Обрыв привода ГРМ гарантированно приводит к загибу клапанов, потому состояние цепи следует контролировать постоянно. Производитель АвтоВАЗ не рекомендует использовать воду внутри системы охлаждения, даже летом.


    Замена помпы

    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты