Как установить дополнительный вентилятор на двигатель
Подключение вентилятора охлаждения двигателя
- Подключение вентилятора охлаждения двигателя
- 1. Устройство и назначение вентилятора охлаждения двигателя
- 2. Установка и подключение вентилятора
- 3. Доработка схемы включения электродвигателя вентилятора
Все мы знаем, что при работе практически любого механизма выделяется определенное количество тепла. В бытовых условиях чаще всего подобное явление можно наблюдать при работе компьютера, и если его никак не охлаждать, то внутренние платы вместе с контактами просто сплавятся. Чтобы этого не случилось, конструкция компьютера предусматривает наличие специального вентилятора, предназначенного для охлаждения нагретых деталей. В автомобильном мире главным источником тепла транспортного средства выступает его двигатель, поэтому потребность в его охлаждении возникла практически одновременно с созданием указанного силового агрегата.
- 1. Устройство и назначение вентилятора охлаждения двигателя
- 2. Установка и подключение вентилятора
- 3. Доработка схемы включения электродвигателя вентилятора
Изначально процесс эволюции охладительных систем машины шел двумя путями, из-за чего на выпускаемых транспортных средствах устанавливают системы охлаждения двух видов: воздушное и жидкостное (гибридное). Поскольку в обеих системах конечным носителем, призванным рассеивать отведенное от двигателя тепло, есть воздух, то в их конструкции используется один общий элемент – вентилятор. Данное устройство обеспечивает постоянный и равномерный отвод тепла в атмосферу, тем самым охлаждая внутренние элементы конструкции автомобильного двигателя.
1. Устройство и назначение вентилятора охлаждения двигателя
Как мы уже говорили, работающий двигатель – это мощный излучатель тепла, и чтобы избежать перегрева самого агрегата, это тепло следует обязательно отводить. Решение указанной задачи положено на различные охладительные системы.
Так, например, в жидкостной системе охлаждения мотора, в качестве главного рабочего элемента используется вода или антифриз. Циркуляция жидкости проходит в блоке цилиндров и в головке блоков, где она забирает тепло от двигателя, нагревая тем самым себя. Естественно, для успешного выполнения своих обязанностей, охлаждающей жидкости необходимо отдать полученное тепло, чтобы вновь выполнить ту же функцию. Здесь в игру вступает радиатор.
Расположение радиатора системы охлаждения автомобильного мотора позволяет ему при движении машины «ловить» потоки набегающего воздуха, что существенно ускоряет отдачу тепла, а значит, и жидкость быстрее охлаждается. Однако автомобиль не может все время находиться в движении, поэтому в пробках или при длительных стоянках, когда транспортное средство не двигается, но его двигатель продолжает работать, тепло от радиатора отводится намного хуже, что нередко вызывает перегрев мотора со всеми вытекающими последствиями. Такой результат можно получить и вследствии движения транспортного средства на малых скоростях, особенно в жаркий летний день.
Вентилятор, расположенный перед радиатором, предотвращает подобные ситуации и обеспечивает двигателю нужное охлаждение. Он включается при длительном простое автомобиля с работающим двигателем, когда в охладительной системе температура становится критической. Вентилятор разгоняет тепло, пропуская необходимый поток воздуха через радиатор, благодаря чему тепло отводится в атмосферу.
Несмотря на всю важность такого устройства, оно обладает достаточно простой конструкцией и обычно состоит из трех основных элементов: крыльчатки (как правило, имеет четыре лопасти, но их может быть и больше), кожуха и привода вентилятора.
Привод вентилятора, который как раз и обеспечивает его вращение, может быть трех видов (на одной машине, конечно, устанавливается только один из них): механический, гидромеханический или электрический.
Наиболее простым вариантом является механический привод вентилятора, в котором вращение передается от коленвала посредством ременной передачи. Но в данном случае вентилятор вращается всегда, когда работает мотор, что в отдельных ситуациях (например, при запуске холодного двигателя) вызывает крайне негативные последствия. Поэтому на выпускаемых сегодня автомобилях такой способ охлаждения уже не применяется.
Более совершенным считается гидромеханический привод, который использует для работы гидравлическую или вязкостную муфту. В гидравлическом варианте этого элемента крутящий момент передается или отключается от коленвала за счет изменения количества смазочной жидкости. В вязкостной муфте с этой целью применяется силиконовая жидкость, а ее вязкость зависит от температурных показателей, изменение которых дает команду включить или отключить привод вентилятора. На сегодняшний день оба вида не нашли массового распространения, из-за чего встретить их можно нечасто.
Самым совершенным, и в то же время, сравнительно несложным видом привода вентилятора является электропривод, который приводит вентилятор в движение с помощью простого электрического двигателя, подключенного к бортсети автомобиля. Благодаря электромеханической (используется на старых моделях машин) и электронной (применяется на новых) системе управления, вентилятор, оборудованный электроприводом, способен включаться и выключаться при изменении температурных показателей охлаждающей жидкости. Также он может вращаться с разными скоростями при разных рабочих режимах силового агрегата автомобиля.
В наше время вентиляторы, оборудованные электрическим типом привода, получили наиболее широкое применение, и вряд ли такое положение вещей изменится в ближайшем будущем.
2. Установка и подключение вентилятора
Учитывая, что автомобили оборудуются вентиляторами в штатном режиме, повторная установка может понадобиться только в ходе проведения ремонтных работ, то есть после замены сломанных частей старой детали или же при монтаже нового устройства. Кроме того, некоторые автолюбители устанавливают дополнительный вентилятор, который, по их мнению, сможет помочь более качественно решить проблему охлаждения двигателя.
Рассмотрим вариант установки вентилятора с электрическим приводом в ситуации полной замены детали. Итак, для того чтобы произвести монтаж нового устройства, сначала придется демонтировать старое. Для этого возьмите подходящий торцовый ключ и снизу немного ослабьте болты крепления электровентилятора. Затем, используя все тот же ключ, открутите болты крепления трубки радиатора, которая связывает его с системой кондиционирования (если, конечно, такова предусмотрена конструкцией автомобиля) и сместите ее в сторону.
Дальше, открутив верхние и нижние (уже ослабленные) болты крепления старого вентилятора, наклоните его немного назад и извлеките деталь из моторного отсека. Теперь нужно отсоединить колодку проводного жгута от кожуха вентилятора. Для этого просто выньте проводной жгут из фиксаторов, размещенных на кожухе. Удерживая крыльчатку от прокручивания (можно использовать любой удобный способ), открутите торцевым ключом гайку ее крепления к электродвигателю, после чего, освободив его от связи с кожухом, просто снимите.
Монтаж новой детали выполняется в обратной последовательности, причем чаще всего электровентилятор меняют в сборе с новым кожухом. Обратите внимание! Устанавливая крыльчатку на ось электродвигателя, нужно совместить проточку, находящуюся на оси электромотора с выступом, размещенным на ступице крыльчатки.
Подключение вентилятора можно выполнить несколькими способами: например, через замок зажигания или через датчик температуры охлаждающей жидкости. В этих случаях он должен включаться при включении зажигания и при температуре тосола выше 90оС, а выключение происходит либо из-за снижения температуры указанной жидкости, либо при выключении зажигания. Также, параллельно температурному датчику, некоторые автовладельцы рекомендуют установить дополнительный выключатель (тумблер), с помощью которого можно активировать вентилятор по желанию водителя. При поломке температурного датчика такое дополнение поможет без проблем добраться до места ремонта, а в жару предоставит возможность охлаждения двигателя в условиях вынужденных простоев с работающим мотором.
3. Доработка схемы включения электродвигателя вентилятора
Многие ответственные автолюбители могут часами пропадать в гараже, пытаясь не только устранить появившиеся проблемы, но и предупредить возникновение новых неисправностей путем различных усовершенствований и доработок. Основная цель доработки схемы включения электрического вентилятора – это получить возможность принудительного включения и последующей стабильной работы вентилятора, вне зависимости от положения ключа в замке зажигания или температуры жидкости охлаждения.
Выполнить указанную задачу можно несколькими способами. Приведем пример некоторых из них. Первый способ – наиболее идеологически правильный и наименее затратный. В этом случае, для принудительного включения вентилятора охлаждения двигателя достаточно замкнуть на корпус один из контактов черного ящика, а при активации вентилятора радиатора, «плюс» должен появиться на другом контакте ЧЯ.
Выключатель можно разместить в любом удобном месте, например, вместо омывателя фар или выключателей подогрева передних сидений.
Второй способ – уже более трудоемкий и затратный, но при этом намного красивее и изящнее первого. Для его реализации, на начальном этапе необходимо будет снять накладку комбинации приборов, а новое реле включения вентилятора, имеющее специальный кронштейн для крепления устройства, можно разместить в салоне или в моторном отсеке, но в салоне, наверное, будет немного удобнее. Провести провода в салон – не проблема, и для выполнения задачи можно использовать резиновую заглушку корректора фар. На роль светового индикатора включения вентилятора отлично подойдет контрольная лампа «CHECK ENGINE» КП, а защитить контакты датчика включения от электродвижущей силы (ЭДС) поможет впаянный между ними диод.
Чтобы цепи электродвигателя и обмотки его реле были защищены предохранителем, в черном ящике между контактами устанавливают перемычку, материалом изготовления для которой могут послужить, к примеру, две клеммы «папы» и кусок толстого медного провода. По завершению работы все контакты следует обработать специальной смазкой.
Кроме того, выполняя такую доработку, нелишним будет прочистить и смазать моторчик вентилятора, а если еще и заменить стандартную крыльчатку с четырьмя лопастями на деталь с восемью лопастями, то проходящий через радиатор поток воздуха существенно увеличится, а значит, и качество охлаждения должно повыситься.
Мы вкратце описали лишь два варианта доработки схемы включения электрического вентилятора радиатора, но это далеко не окончательная цифра, ведь все зависит от фантазии автовладельца и возможностей его транспортного средства.
Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, Facebook, Вконтакте, Instagram, Pinterest, Yandex Zen, Twitter и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.
Используемые осевые вентиляторы —эффективные воздушные потоки для различных областей применения
Осевые вентиляторы ZIEHL-ABEGG — идеальное решение везде, где нужна эффективная система вентиляции. Высокоэффективные, мощные и особенно тихие осевые вентиляторы обеспечивают возможность оптимального охлаждения, контроля температуры, удаления влажности и вентиляции на промышленных, коммерческих и жилых зданиях. Специально адаптированная технология управления позволяет использовать вентиляторы и двигатели в соответствии с потребностями и с минимальным уровнем энергопотребления.
Кондиционирование воздуха, охлаждение, сушка и вентиляция — в ассортименте ZIEHL-ABEGG вы найдете подходящий осевой вентилятор для решения любых задач
Осевые вентиляторы отличаются не только компактностью и гибкостью применения, но и высокой эффективностью, позволяя на долгое время сократить эксплуатационные расходы. Благодаря плавному ходу наши вентиляторы не только имеют продолжительный срок службы, но и практически не шумят, даже в режиме полной нагрузки. ZIEHL-ABEGG предлагает мощные, прочные и особенно надёжные вентиляторы AC, а также тихие, эффективные и экологически безопасные вентиляторы EC. Это значит, что у нас всегда найдётся подходящий осевой вентилятор, способный удовлетворить индивидуальным и зачастую очень высоким требованиям клиента.
От осевых вентиляторов до преобразователей частоты и дополнительных модулей — единая концепция для всех изделий и систем
ZIEHL-ABEGG — единственный производитель на рынке, который использует единую концепцию подключения, управления и регулировки всех изделий и систем, будь то осевые вентиляторы, преобразователи частоты или дополнительные модули. Поэтому мы предлагаем первоклассные технологии вентиляции, управляющее оборудование и приводные системы.
Интеллектуальная технология EC или недорогие двигатели AC. ZIEHL-ABEGG предлагает оптимальное решение
Помимо осевых вентиляторов с интеллектуальной технологией EC, компания ZIEHL-ABEGG также предлагает простые и экономичные двигатели AC. Ассортимент продукции включает в себя осевые вентиляторы особенно компактного размера для любых условий монтажа, небольшие вентиляторы EC, идеально подходящие для охлаждения продуктов питания, вентиляторы для работы на низком давлении, например, в отрасли сельского хозяйства, а также осевые вентиляторы среднего давления для гибкого применения в сушильных системах. Компетентные консультации и специальные технические решения: комплексные предложения ZIEHL-ABEGG.
Природа в качестве модели. Наш бионический вентилятор FE2owlet
Преимущества универсального вентилятора FE2owlet:
- Низкие эксплуатационные расходы благодаря оптимальной эффективности при минимальном уровне шума
- Высокая гибкость благодаря возможности полноценной регулировки скорости потока
- Плавность хода и долговечность благодаря двухуровневой динамической балансировке
- Компактные размеры для любых условий монтажа
- Соответствие требованиям Директивы ErP
- Многочисленные сертификаты (в том числе VDE, UL, CCC, EAC, CE)
Каковы преимущества осевых вентиляторов ZIEHL-ABEGG?
- Система вентиляции, управления и приводное оборудование в одном решении
- Низкие эксплуатационные расходы
- Индивидуальные и специальные решения в соответствии с требованиями заказчика
- Соответствие действующей директиве ErP
- Компактные размеры
- Чрезвычайно тихая работа
- Многочисленные сертификаты (в том числе VDE, CE, UL, CCC, EAC)
- Долговечность
Как работает схема подключение вентиляторов Нива описанная выше?
При достижении температуры двигателя порога срабатывания датчика с низкой температурой сработает реле к которому он подключён. При этом ток от предохранителя через контакты реле поступит на плюсовую щётку первого вентилятора. Затем пройдя через обмотку якоря на минусовую щётку и через контакты дополнительного реле на электродвигатель второго вентилятора. На коллекторах электродвигателей будет ½ от напряжения бортовой сети. Это приведёт к снижению оборотов в двое, а соответственно уменьшится шум.
Если температура двигателя достигнет порога срабатывания второго датчика или температуры включения вентиляторов ЭБУ, то питание получат катушки дополнительного реле и реле второго вентилятора. Подвижный контакт дополнительного реле переключит провод от электродвигателя вентилятора на массу автомобиля, в тоже время замкнётся реле второго вентилятора. Это приведёт к переключению вентиляторов в параллельное соединение.
Установка электрического вентилятора на Газель
Весьма полезной на мой взгляд оказалась установка электровентилятора вместо постоянно крутящегося пропеллера.
Главный плюс — теперь можно выбирать варианты подключения вентиляторов на любой вкус. Подробности в статье об электрической части.
Явный ощутимый плюс: стало гораздо тише в салоне. Неявные плюсы — как-будто машина легче пошла и стала меньше жрать.
На своей машине давно хотел это сделать — но откладывал. В один день завел с утра машину, прогрел, вырулил на дорогу и почти сразу услышал удар под капотом, стуки и шорохи, тишина — явно что-то отвалилось. Принял вправо, посмотрел в зеркало — на дороге что-то валяется, наверное мое… Остановился, пошел забирать… Но со светофора рванули в 4 полосы «типа гончеги» — и один из них проехал по моему пропеллеру с помпы, который кстати лежал ровно посередине полосы и не мешал… Полторы из 4 лопастей отлетели — и стало ясно — час настал!
От Волги у меня остались основной вентилятор и вентилятор кондиционера. Их я и решил поставить.
Большой основной вентилятор хорошо встал на радиатор со стороны мотора. Помпа осталась в стороне и не помешала. Обратите внимание на волговский датчик включения вентилятора «Лягушку» — его я оставил для возможного использования.
Оба вентилятора ставил по возможности на штатные кронштейны. Лишние кронштейны отрезал и приварил к стальной ленте вокруг радиатора в нужных местах — получилось приемлемо.
Вид со стороны двигателя на основной вентилятор
Вид со стороны бампера на дополнительный вентилятор от кондиционера
Вот так они встали по месту на Газели
Штатный пластиковый диффузор убрал, так как два вентилятора достаточно перекрывают площадь радиатора. При использовании одного вентилятора желательно диффузор оставить для повышения эффективности охлаждения.
Вентиляторы для испарителей и охладительных агрегатов
Компактное системное решение состоит из двигателя и рабочего колеса для применения в испарителях холодильного оборудования.
Преимущества для покупателя.
- Высокая производительность;
- Универсальность при монтаже (также с возможность дооборудования);
- Технология, не требующая дополнительных регулировок;
- Компактная установка глубиной всего 68 мм.;
- Энергопотребление снижено на 30% по сравнению со стандартными вентиляторами переменного тока благодаря использованию двигателя GreenTech EC.
Новый энергосберегающий вентилятор охлаждающего блока для испарителей устанавливает новые стандарты за счет компактности исполнения и повышенной производительности благодаря двигателю GreenTech EC. А в ходе монтажа такая концепция, не требующая дополнительных регулировок, позволяет обеспечить превосходную универсальность, позволяя производить дооборудование.
- Одинаковая работоспособность как при 50, так и при 60 Гц.;
- Энергоэкономичный двигатель GreenTech EC с внешним ротором;
- Направление воздушного потока «А»;
- 2 скоростных режима;
- Полностью собранный и сбалансированный для сокращения времени сборки и обеспечения простоты в обращении;
- Технология, не требующая дополнительных регулировок – снижение затрат на отдельные детали;
- Конструкция с несколькими крепежными точками имеет 3 окружности крепления монтажных болтов для обеспечения универсальности в установке;
- Цельное рабочее колесо, изготовленное по технологии HyBlade;
- Класс защиты II — кабель заземления не требуется;
- Простое подключение с кабельным выводом;
- Класс защиты IP 54;
- Длительное использование существующей защитной решетки;
Комплексный подход сохраняет до 30% энергии.
Вентиляторы, разработанные исключительно для испарителей, показывают высокую эффективность, превосходную надежность и долговечность службы. Они были спроектированы как узлы в сборе. Этот комплексный подход и применение двигателя GreenTech EC вместе с хорошо зарекомендовавшим себя рабочим колесом вентилятора HyBlade помогают сэкономить до 30% электроэнергии по сравнению с вентиляторами для испарителей, оснащенными традиционными электродвигателями переменного тока. Количество используемой стали и меди снижено приблизительно на 50% по сравнению с традиционными конструкциями, оснащенными двигателями с внутренним ротором.
Двигатель GreenTech EC.
Двигатель с внешним ротором делает компактным энергосберегающий вентилятор: глубина установки минимальная. Используемый двигатель GreenTech EC имеет защиту IP 54, что совпадает с требованиями по испарителям. Две скорости предлагаются в стандартной комплектации, а функция выбора скорости в зависимости от потребностей дает дополнительные возможности для экономии энергии. Вентилятор для испарителей имеется в наличии в размере 300 мм.
Осевые вентиляторы для испарителей — простая установка.
Производить монтаж с помощью неразъемных монтажных кронштейнов легко благодаря специальным монтажным отверстиями. Новая специальная конструкция гарантирует, что заказчик сможет сохранить внешний вид существующего устройства с защитной решеткой. Даже в случае проведения модернизации блок испарителя не требует разборки.
Причины неисправностей
1. Вентилятор охлаждения не включается
Далее разберемся с основными проблемами с вентилятором и их всего две – он не включается в работу или же он работает постоянно. Проблемы то всего две, а вот причин их появления – несколько.
Видео: Почему Не включаются вентиляторы охлаждения радиатора НИВА ВАЗ. Все причины. Поиск и устранение 1-я ч
Проверить работоспособность устройства несложно. Достаточно завести двигатель, но на автомобиль не должен двигаться. После этого остается только подождать, пока температура жидкости не превысит оптимальное значение. При доходе стрелки датчика температуры на приборной панели к красной зоне, указывающей на превышение температуры, вентилятор должен включиться, появиться дополнительный шум из подкапотного пространства. Если же стрелка добралась до красно зоны, а вентилятор так и не включился, следует сразу же остановить мотор, дать ему остыть и затем уже искать причину.
Вначале нужно проверить электродвигатель вентилятора. Для этого его можно напрямую подключить к АКБ. Просто берутся два провода, подсоединяю их к АКБ, а вторые концы проводов подключаются к клеммам вентилятора. Если он не работает, значит, его нужно заменять. А вот если он заработал, значит, все в порядке и нужно искать причину не включения его в работу дальше.
Видео: Не включаются вентиляторы охлаждения НИВА ВАЗ Все причины Поиск и устранение 2-я ч.
Далее проверяется температурный датчик вентилятора. Обычно он установлен в радиаторе. Проверка его тоже не сложная, достаточно отсоединить от него провода и замкнуть между собой – если вентилятор заработает, это будет указывать на неисправность датчика и надобность его замены.
Дополнительно проверяются провода питания на обрыв, а также целостность предохранителя и реле, обеспечивающее подачу электроэнергии на вентилятор. Проведя проверку всего указанного, обязательно найдется причина не включения в работу вентилятора при превышении температуры охлаждающей жидкости.
2. Вентилятор охлаждения радиатора работает постоянно
Теперь разберемся с такой проблемой, как постоянная его работа или очень раннее его включение.
Вентилятор может постоянно работать, если произошло залипание контактов реле в положении, когда подается напряжение на электродвигатель.
Видео: Принудительное включения вентиляторов минуя ЭБУ НИВЫ. Установка на НИВЕ 21214
Еще одной причиной постоянной работы может быть заклинивание термостата в положении, когда жидкость движется по малому кругу. Но это происходит только когда нет отдельного датчика контроля температуры, отвечающего за включение вентилятора.
В таком случае жидкость быстро перегревается, вентилятор включается в работу, но жидкость не подается на радиатор для охлаждения. При этом температура будет сохраняться высокой и вентилятор будет постоянно работать.
Также причиной может быть и заклинивание термостата в промежуточном положении, когда жидкость все же подается на радиатор, но из-за неполного открытия не успевает в достаточном количестве пройти через радиатор для охлаждения.
А вот причина раннего включения вентилятора в работу кроется в температурном датчике. У них замыкание контактов может происходить при разной температуре, поэтому если кажется, что устройство включается рано, то нужно просто заменить датчик.
Но постоянная работа вентилятора не так опасна, как невключение его в работу. Поэтому важно знать, как поступать, если обнаружено, что вентилятор не работает.
Монтаж вентиляции в ванной комнате и туалете
Даже при наличии готовых воздуховодов установку вентилятора лучше доверить специалистам.
Вот несколько рекомендаций по монтажу вентиляции в ванной:
- Чем выше расположена вытяжка в помещении, тем лучше: теплый воздух вытесняется прохладным свежим воздухом поднимается вверх.
- При организации вентиляции санузла в частном доме обратите внимание, что вентилятор должен находиться напротив источника свежего воздуха (напротив двери или в противоположном углу) и дальше от источника воды.
- Перед началом установки следует прочистить вентиляционный канал ершиком. Если вентиляционная шахта завалена крупным мусором, вызовите специалиста из ЖЭК для прочистки вентканалов.
- Если санузел раздельный, в вентиляционный короб в туалете (ванной комнате) также следует установить вентилятор, но при условии отсутствия вентиляционного окна между ванной и туалетом.
Вентилятор монтируют в отверстие вытяжки, закрепляя конструкцию саморезами, дюбелями или строительным клеем. При необходимости можно расширить вытяжной проем до подходящего диаметра. Подсоединяют все провода и прячут их в специальный короб для защиты от влаги.
Принудительный вентилятор в Ваших ванной комнате и туалете обеспечит чистоту воздуха и продлит срок службы Вашей мебели и сантехники. Не забывайте обслуживать вентилятор, периодически протирая пыль с устройства, раз в год промывая пластмассовые части и смазывая двигатель механизма.