Avtosfera76.ru

Авто Сфера №76
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Время работы двигателя ракеты град

Реактивные системы залпового огня: через «Град», «Ураган» и «Смерч» к «Полонезу»

Предприятия ВПК Беларуси все больше переходят от модернизации старых советских вооружений к созданию собственных образцов, отвечающих требованиям современной войны.

На днях портал Global Firepower опубликовал очередной рейтинг сильнейших армий государств мира. Сразу следует отметить, что в этом рейтинге не принимается в расчет ядерный потенциал оцениваемых государств, а также показатель их военного и политического лидерства.

Всего составителями были оценены 137 армий мира. В тройку лидеров, как и следовало ожидать, вошли вооруженные силы США, России и Китая. Белорусские вооруженные силы в этом рейтинге заняли 39-е место, поднявшись с прошлогоднего 41-го. В 2017 году наша армия располагалась на 49-м месте. Таким образом прогресс — налицо.

Делая предположения о причинах столь заметного достижения, справедливо будет обратить внимание на то, что по данным составителя рейтинга в составе вооруженных сил Республики Беларусь значительно возросло количество реактивных (ракетных) систем залпового огня (РСЗО): со 123 до 238.

По числу единиц этого вида вооружения белорусская армия занимает 17 место в мире, опередив такие страны, как Польша, Болгария. Германия, Литва и Латвия. (Правда, по общему числу РСЗО наша армия далеко отстает от Северной Кореи — 5.000 ед., России — 3.860 и Китая — 2.050.)

Так как за отмеченный период Беларусь практически не производила закупок новых РСЗО, резонно предположить, что рост их общей численности в вооруженных сил страны произошел за счет ремонта и модернизации систем, ранее находящихся на хранении. Прежде всего это относится к РСЗО БМ-21 «Град».

«Град» выпал на МАЗ

В наследство от Краснознаменного Белорусского военного округа вооруженным силам Республики Беларусь досталось значительное количество таких РСЗО — 376 ед. Однако уже в конце 1990-х годов остро встала проблема износа шасси, на которых базировалась РСЗО «Град» — Урал-375Д. По этой причине количество боеготовых систем резко сократилось. Для исправления ситуации было принято решение заменить изношенную ходовую часть.

Причем не за счет закупок на стороне, например в России, а за счет изделий собственного производства, разместив артиллерийскую часть БМ-21 на шасси отечественного автомобиля повышенной проходимости МАЗ-6317.

Этот полноприводной автомобиль (колеcная формула 6×6) был cоздан на Минском автомобильном заводе еще по теxничеcким уcловиям Миниcтерcтва обороны СССР. По результатам испытаний МАЗ-6317 был рекомендован к принятию на вооружение и включен в план на 1991 год. Однако, после распада Советского Союза заказчик «канул в лету», и автомобиль остался «безхозным».

В 1996 году на МАЗ-6317 обратили внимание белорусские военные, которые после новой серии испытаний пришли к выводу, что по своим конструктивно-технологическим и эксплуатационно-техническим характеристикам МАЗ-6317 отвечает современным требованиям войск и может быть использован в качестве замены в войсках автомобилей марок «КрАЗ», «КамАЗ» и «Урал».

В частности, было принято решение о применения МАЗ-6317 в качестве колесной базы для различных реактивных систем залпового огня. Все опытно-конструкторские работы по привязке артиллерийской части БМ-21, испытания модифицированной машины и другие мероприятия были проведены силами специалистов Минского автозавода, Военной академии Республики Беларусь, Научно-технического комитета Министерства обороны РБ и Службы ракетно-артиллерийского вооружения Вооруженных Сил РБ. Белорусская версия «Града» получила название «БелГрад».

Использование автомобиля МАЗ-6317 позволило, благодаря особенностям его конструкции (длина грузовой платформы минского вездехода почти вдвое больше, чем у базового «Урала»: 6250 мм против 3900 мм), выгодно изменить компоновочную схему модернизированной установки.

Разместив пакет пусковых труб в кормовой части, конструкторы смогли установить между ним и кабиной стеллажи для 40 реактивных снарядов (существует и вариант на 80 снарядов). В результате расчет получил возможность перезаряжания пусковой установки без использования транспортно-заряжающей машины. Что позволило сократить время подготовки ко второму залпу до 7 мин.

В связи с тем, что по сравнению с исходным образцом у боевой машины (БМ) на базе МАЗ-6317 отсутствует механизм отключения рессор, для повышения устойчивости установки во время стрельбы, в кормовой ее части установили две опоры с винтовыми домкратами. Из-за большей, чем при использовании шасси «Урал-375Д», высоты БМ для наводчика на поворотной платформе артчасти смонтировали откидную площадку.

Испытания первого опытного образца модернизированной установки состоялись 23 декабря 1997 года. Дальнейшая эксплуатация системы в войсках показала, что результат превзошел все ожидания. Благодаря замене колеcной базы модернизированная уcтановка приобрела качеcтва, которыми не обладала исходная система.

Так, каждая БМ теперь может неcти на cебе два боекомплекта, в связи с чем cокращаетcя потребноcть в транcпортно-заряжающиx машинаx, что еще больше cнижает cуммарный раcxод ГСМ и позволяет уменьшить парк автозаправщиков. Однако cамым важным результатом являетcя повышение автономноcти (до 1.000 км), мобильноcти и cкрытноcти cиcтемы ввиду cокращения чаcтоты перезаряжения и дозаправок и, cледовательно, «шлейфа» обcлуживающиx машин.

Экономность — черта белорусов

Наряду с реновацией БМ очень важным является и то обстоятельство, что на Заводе точной электромеханики (ЗТЭМ) в Дзержинске были разработаны модернизированные версии снарядов для реактивной системы залпового огня БМ-21 «Град» и его отечественной модификации «БелГрад».

Анализ складских запасов этих боеприпасов выявил, что имеющиеся на хранении реактивные снаряды для ряда модификаций «Града» (9М28Ф и 9М53Ф) имеют высокую поражающую способность. Которая превышает боевую мощь штатного «градовского» боеприпаса 9М22У в 2 и 5 раз соответственно.

Проверка боеприпасов этих типов также показала наличие значительного ресурса их головных частей. Приняв во внимание все вышеизложенное, специалисты ЗТЭМ совместно с разработчиками этих боеприпасов из российского НПО «Сплав» создали технологию продления срока службы снарядов 9М28Ф и 9М53Ф. Инициативу поддержало Министерство обороны РБ, и в 2014 году соответствующие работы были начаты.

В результате модернизации боеприпасов были получены следующие 122-мм реактивные снаряды осколочно-фугасного действия:

9М521МБ — дальнобойный (40 км) реактивный снаряд с неотделяемой головной повышенного могущества действия у цели;

9М522МБ — дальнобойный (34 км) реактивный снаряд с отделяемой головной частью снаряда;

9М523МБ — дальнобойный (22 км) реактивный снаряд с неотделяемой головной повышенного могущества действия у цели.

При применении радиовзрывателя, обеспечивающего воздушный подрыв, эффективность действия боеприпасов увеличивается в 4-7 раз.

Усовершенствованные снаряды не требуют доработки под них боевых машин «Град» и «БелГрад». Государственные испытания проведенные Минобороны РБ подтвердили все заданные характеристики модернизированных боеприпасов, а также возможность их использования в течение всего гарантийного срока эксплуатации. В 2016 году реактивные снаряды 9М521МБ и 9М522МБ были приняты на вооружение. В 2017 году на вооружение будет принят реактивный снаряд 9М523МБ.

Насколько можно понять из информации представителей Минобороны, РСЗО «Град», аналогичную реновацию пройдут ремонтопригодные БМ из 72 установок более мощной (калибром 220-мм) РСЗО «Ураган».

Второй после атома

Самая могучая реактивная система, которой располагает белорусская армия, — это РСЗО «Смерч», размещенная на шасси МАЗ-543М. Беларусь наряду с Россией и Украиной входит в число крупнейших обладателей этого оружия. Белорусские вооруженные силы имеют 36 систем «Смерч» (украинские — 75, российские — 100).

Во многих европейских странах системы реактивной артиллерии относят к оружию массового поражения. Однако по отношению к «Смерчу» это особенно верно. Его 300-мм снаряды, снабженные твердотопливными реактивными двигателями на смесевом топливе, имеют длину 7,6 м и вес 800 кг. Вес головной части составляет 280 кг. Она может быть моноблочной или кассетной.

Стрельба может вестись одиночными снарядами или залпом (в течение 38 секунд). Запуск снарядов осуществляется из кабины БМ или с выносного пульта. Мощность залпа трех установок РСЗО «Смерч» по эффективности равна мощности огня двух бригад, оснащенных ракетным комплексом 9К79 «Точка-У». Залп одной боевой машины 12-ю ракетами с кассетными осколочно-фугасными элементами поражает цели на площади 672 тыс. кв. м.

Читать еще:  Чем могут высасывать масло из двигателя

Для повышения точности стрельбы ракетные снаряды «Смерча» стабилизируются в полете за счет вращательного движения вокруг продольной оси, которое придается в момент пуска и поддерживается затем лопастями раскрывающегося стабилизатора.

Помимо этого в «Смерче» использована система управления полетом снарядов, корректирующая траекторию их движения по тангажу и рысканию. Управляющие сигналы вырабатываются автоматизированной системой «Виварий» и в виде радиокоманд передаются на каждую ракету. Коррекция полета осуществляется газодинамическими рулями. После прекращения работы двигателей ракета продолжает полет уже по баллистической траектории. В результате по точности стрельбы «Смерч» сравним с артиллерийскими орудиями, а по кучности в три раза превышает их характеристики.

Развитие спутниковых систем глобального позиционирования типа GPS/ГЛОНАСС открыло возможность создания на базе тяжелых РСЗО оружия, близкого по своим характеристикам к тактическим и даже оперативно-тактическим ракетам. В этом особенно преуспели китайцы, творчески переработав советские проектные решения. Украинские разработчики c их ракетным комплексом «Ольха» последовали их примеру.

В Беларуси предприятия ВПК освоили восстановительный ремонт РСЗО «Смерчей» и достаточно глубокую их модернизацию. Разработаны автоматизированные системы управления их формированиями. Предусматривается применение РСЗО «Смерч» (наряду с другими видами ракетного и артиллерийского вооружения) в составе разведывательно-огневых систем, использующих беспилотные авиационные комплексы. Это позволит увеличить боевую эффективность данных систем, а также решать задачи маневра, организации, планирования и подготовки огня в масштабе реального времени.

Нельзя модернизировать до бесконечности

Однако значительная степень физического и морального износа материальной части «Смерчей» белорусской армии ставит под вопрос возможность дальнейшего совершенствования этой РСЗО в соответствии с требованиями современной войны. Главными мировыми тенденциями в развитии подобных систем являются: увеличение калибра боеприпасов, расширение спектра решаемых задач, повышение скорости перезарядки, дальности и точности стрельбы.

Кардинальное решение этих задач путем дальней поэтапной реновации существующих РСЗО весьма сомнительно, так как требует затрат, сопоставимых со стоимостью новых образцов. Поэтому, поддерживая по мере возможности боеготовность старых ракетных систем, отечественный ВПК работает над новыми.

9 мая 2015 года на параде в честь 70-летия Победы впервые официально были показаны установки нового РСЗО «Полонез» белорусской разработки. А 22 августа 2016 года это комплекс был принят на вооружение 336-й реактивной артиллерийской бригады вооруженных сил страны. В ее составе был сформированный дивизион, включающий шесть боевых машин, три транспортно-заряжающих и четыре машины боевого управления.

Основные тактико-технические характеристики РСЗО «Полонез» соответствуют лучшим образцам зарубежных систем реактивной артиллерии (а то и превосходят их).

Одна БМ данной системы способна одновременно нанести точечный удар по восьми целям на дальности от 50 до 300 км, причем вероятное отклонение от цели на максимальной дальности стрельбы не превышает 30 м. Так как в каждую из восьми ракет БМ вводится индивидуальное полетное задание. А блок их управления, оснащен инерциальной системой наведения, дополненной навигационным комплексом на основе системы ГЛОНАСС/GPS.

Сам боеприпас имеет малую отражающую поверхность, высочайшую скорость и совершает противоракетный маневр во время полета. Что позволяет ему с высокой степенью вероятности преодолевать современные системы ПРО.

Таким образом есть достаточно оснований утверждать, что управляемые ракеты РСЗО «Полонез» обладают боевыми свойствами, характерными для оперативно-тактических баллистических ракет с наклонным типом запуска. Их серийное производство налажено на Дзержинском ЗТЭМ.

Данный ракетный комплекс размещается на базе автомобильного шасси с автоматической коробкой передач МЗКТ-793000-300 производства ОАО «Минский завод колесных тягачей», имеющее дорожные габариты и колесную формулу 8х8.

Ключевой особенностью машины является использование инновационной независимой, регулируемой по высоте, гидропневматической подвески Volat, которая обеспечивает превосходную плавность хода, высокую проходимость и скорость движения как по шоссе, так и вне дорог.

В настоящий момент главный недостаток «Полонеза» — небольшое количество ракетных установок в войсках.

Ровесник Победы

Великая Отечественная война укрепила позиции нового типа вооружения – реактивных систем залпового огня (РСЗО). Одна из первых РСЗО, легендарная «Катюша» (БМ-13), своими внезапными и массированными атаками наводила страх на неприятеля. Мужество и героизм советских воинов, подкрепленные мощным и эффективным оружием, принесли миру победу над Третьим рейхом.

После войны правительство СССР продолжает наращивать научный потенциал для развития военной техники и создает ряд научно-исследовательских институтов. В победном 1945 году, 24 июля, был издан приказ народного комиссара боеприпасов СССР о формировании в славном оружейном городе Туле научно-исследовательского института гильзовой промышленности с опытным заводом для практической отработки опытных партий орудийных гильз − НИИ-147. В задачи нового института вошли разработка конструкций артиллерийских гильз и улучшение уже существующих боеприпасов.


Советские артиллеристы готовят к залпу реактивный миномет БМ-13 «Катюша» во время боев в Берлине. Фото: Марк Редькин

Институт был развернут на базе уже существовавшего завода, где производились различные снаряды. С конца 1950-х годов НИИ №147 приступил к созданию реактивных систем залпового огня. С 1968 года институт становится головным предприятием страны по РСЗО и снарядам для них.

За время работы предприятие несколько раз меняло название. С 1966 по 1977 годы институт именовался ТулгосНИИточмаш, или Тульский государственный научно-исследовательский институт точного машиностроения. В 1977 году ТулгосНИИточмаш преобразован в научно-производственное объединение «Сплав». С 2018 года НПО «Сплав» носит имя основателя школы реактивных систем залпового огня, главного конструктора предприятия в 1958-1983 годах Александра Никитовича Ганичева.

Устройство РСЗО «Град»

В состав РСЗО «Град» входит несколько компонентов:

  • боевая машина БМ-21, созданная на базе «Урал- 375Д»;
  • система управления огнем (СУО);
  • реактивный снаряд калибра 122-мм;
  • транспортно-заряжающая машина 9Т254.

Боевая машина БМ-21 состоит из артиллерийской части и шасси автомобиля «Урал- 375Д». Стрелять можно как одиночными выстрелами, так и залпами. Время полного залпа составляет 20 секунд. Управлять стрельбой можно из кабины автомобиля и дистанционно, с помощью выносного пульта.

Артиллерийская часть БМ состоит из трубчатых направляющих, рамы, подъемного и поворотного механизма, основы и погона, люльки, электрооборудования, пневмооборудования и прицельных приспособлений. Число трубчатых направляющих – сорок единиц, они служат для транспортировки реактивных снарядов, для направления их полета, а также для придания им вращательного движения. Для этого в каждой направляющей сделан П-образный паз.

Направляющие образуют пакет, состоящий из четырех рядов по десять труб в каждом. Пакет крепится к люльке и направляется с помощью подъемного и поворотного механизмов. Для горизонтального и вертикального наведения направляющих используется электропривод, наводку можно осуществлять и в ручном режиме. Угол вертикальной наводки составляет от 0° до +55°. Диапазон горизонтального наведения – 172° (от продольной оси автомобиля 102° влево и 70° вправо). Артиллерийская часть машины оснащена уравновешивающим механизмом, который уменьшает раскачку пакета направляющих во время стрельбы.

Прицельные приспособления состоят из панорамы, механического прицела и коллиматора.

Транспортная машина. Это автомобиль, на котором установлен комплект специальных стеллажей для хранения, транспортировки и подачи реактивных снарядов на боевую машину. Перевозить ракеты в ящиках можно в любом подходящем грузовом автомобиле.

Реактивный снаряд. Неуправляемый РС – самая «революционная» составляющая РСЗО «Град».

Установка может использовать различные типы боеприпасов. Одним из наиболее часто используемых типов снарядов для «Града» является осколочно-фугасный снаряд М-210Ф. Он состоит из ракетной, головной части и взрывателя.

Головная часть боеприпаса предназначается для поражения противника. Она состоит из корпуса с двумя металлическими втулками, на которые нанесена насечка. Они служат для образования осколков после детонации. На головную часть могут надеваться два вида тормозных колец, которые повышают кучность стрельбы на большие дистанции.

В ракетной части реактивного снаряда есть две пороховые шашки, которые придают боеприпасу поступательное движение. Ракета имеет семь сопел: одно центральное и шесть периферийных. Воспламенение пороховых зарядов производится с помощью пирозапалов, срабатывающих от токораспределителя.

Читать еще:  Громко работает дизельный двигатель ауди

Взрыватель взводится на расстоянии 150-200 метров от боевой машины, он имеет три вида установки, от которых зависит фугасное или осколочное действие боеприпаса.

Особенностью снаряда является форма и конструкция стабилизаторов, которые не выходят за его калибр. В обычном состоянии оперение ракеты фиксируется специальными кольцами, после выстрела стабилизаторы раскрываются. Каждый стабилизатор имеет форму сектора цилиндра, он повернут к продольной оси ракеты на 1°, что обеспечивает ее раскрутку и стабилизацию полета.

Дальность стрельбы при использовании боеприпаса 9М22У составляет 20,1 км.

Для РСЗО «Град» разработана широкая номенклатура боеприпасов, которые отличаются дальностью стрельбы, типом боевой части и взрывателя.

Методы условной многомерной минимизации

Целевая функция задана системой дифферен­циальных уравнений, поэтому применение семейства методов, в которых используется производная целевой функции, невозможно. Метод замены переменных также неудобен для рассматриваемой задачи. Кроме того, были рассмотрены методы, в основе которых лежит сведение задачи минимизации с огра­ничениями к задаче минимизации некоторой функции без ограничений. При этом вводит­ся вспомогательная функция, представляю­щая собой сумму минимизируемой функции и функции штрафа, в которой учитываются ограничения.

Метод штрафных функций

Подбирается вспомогательная функция, со­впадающая с заданной минимизируемой функцией внутри допустимой области и бы­стро возрастающая вне ее:

где f (x, l) — исходная минимизируемая функ­ция;

n — количество переменных;

l — некоторый векторный параметр, l = i >,

Здесь также ψί (gi(x), li) — функция штрафа, обладающая свойствами [3]:

Данный метод требует дополнительных исследований для определения функций вида ψί (gi(x), li) и значений li, .

Метод барьерных функций

Этот метод имеет вид

Когда x приближается к границам обла­сти X (изнутри), значения по меньшей мере одной из ограничивающих функций прибли­жаются из области отрицательных значений к нулю. В этом случае к функции f (x) добав­ляется большая положительная величина. При k → 0 минимум функции F(x, k) стремится к минимуму функции f (x) с ограничениями gi (x) ≤ 0 [3]. Существенным преимуществом данного метода является то, что при его ис­пользовании для вычисления вспомогательной функции не требуются дополнительные иссле­дования. По этой причине был выбран метод барьерных функций.

Для нахождения минимума полученной вспомогательной функции использован метод Нелдера — Мида.

Электронные взрыватели

Перспективным направлением совершенствования серийных боеприпасов сегодня считается замена механических взрывателей электронными («цифровыми»). При этом все остальные компоненты ракеты сохраняются. Подобная мера, конечно, не превращает летящий по баллистической траектории снаряд в корректируемый. Но может существенно повысить его поражающую способность при действии по ряду типовых целей на поле боя.

Суть новинки в том, что электронный взрыватель выполнен на основе миниатюрного вычислительного устройства (компьютерной платы). Он обрабатывает данные, поступающие от удаленных внешних устройств по специальному выделенному каналу передачи информации. Создание подобных систем стало возможным благодаря последним достижениям научно-технического прогресса. Внедрение миниатюрных компьютерных плат делает возможным так называемую «бесконтактную» загрузку данных в снаряд непосредственно перед стрельбой. Простой способ – использование «индукционной линии». Есть и более продвинутые в технологичном отношении решения.

Применение электронных взрывателей дает возможность подорвать боевую часть снаряда на оптимальном расстоянии от цели с тем, чтобы ее покрыл поток осколков. Тем самым повышается вероятность уничтожения цели. Подобные схемы уже реализованы российской промышленностью применительно к снарядам для танковых пушек калибра 125 мм. Помимо того, по всему миру активно ведутся работы по внедрению электронных взрывателей в артиллерийские системы, особенно гаубицы калибра 152-155 мм.

Напомним, что «традиционно» НАР комплектуются дистанционным взрывателем, осуществляющим подрыв боевой части на заданном удалении (по продолжительности полета), либо контактным, срабатывающим при соприкосновении. Также используются и радио-взрыватели, инициирующие подрыв БЧ на заданной высоте от земной поверхности. По нашему мнению, замена их на электронные взрыватели – вопрос времени.

Тактические схемы

Вооружённые Силы использовали различные схему ведения огня из РСЗО. Они предпринимали как манёвренные действия, заключавшиеся на многочисленных сменах позиций, так и покрытие шквальным огнём.

  1. Ангола – использовалась манёвренная тактика. Сплошной фронт так и не был образован, обе стороны применяли отрядные способы передвижения, перемещаясь боевыми колоннами. Их окружением никто не занимался, преимущественно начинались бои при встрече двух противоборствующих, направляющихся навстречу друг другу. В этом случае использовался способ рассеивания реактивного залпа. Места попадания образуют незамкнутый круг, внутри которого сконцентрированы силы врага. Таким образом, вытянувшиеся колонны боевой техники противника представляли для «Града» идеальные цели;
  2. Афганистан – ситуация совершенно противоположная. В большей степени использовался «выжигательный» тип залпов. Преимущественно огнём нарывались большие площади, вместе с населёнными пунктами, в которых было обнаружено скопление моджахедов. Здесь, советские артиллеристы в первый раз применили залповый огонь под малым углом прямой наводкой;
  3. Ливан. В противостоянии с Израилем, Советский Союз принял сторону арабов. Для решения военного конфликта была выделена одна боевая единица реактивной системы залпового огня. Она периодически наносила меткие залпы по позициям израильских войск и моментально меняла позицию. Характеристики, позволяющие передвигаться с большой скоростью и подготавливать машину к стрельбе всего за 3,5 минуты делали такую тактику очень результативной;
  4. Сомали – в этом столкновении советские машины использовались обеими сторонами. Произошло это из-за того, что направленные для решения конфликта 4 «Града» до своего адресата не дошли, так как были захвачены эфиопами. В дальнейшем они применяли их против сомалийцев, у которых тоже числились несколько «Градов».

Помимо перечисленных боевых конфликтов, РСЗО БМ 21 «Град» использовался азербайджанскими войсками в попытке решить карабахский конфликт, российскими в Первой и Второй Чеченских компаниях, стрелял в 2008 г. по грузинской армии на Присской высоте, пытаясь защитить от неё Южную Осетию. В настоящее время такая техника применяется на восточной Украине, причем огонь ведётся с обеих сторон.

Интересно! На всём протяжении производства «Града», его старались получить многие армии мира. За всю свою историю он экспортировался примерно в 70 армий различных государств. Исходя из этого, сейчас мало кто сможет сказать, сколько машин такого плана используется во всём мире.

Космические технологии

PANALEKS

Registered

МОСКВА, 14 янв — РИА Новости.

Ракеты-носители легкого и тяжелого класса «Ангара» совместно с ракетой-носителем среднего класса «Союз-2» в будущем составят основу для вывода на орбиту военных спутников, сообщил журналистам в четверг командующий Космическими войсками РФ генерал-майор Олег Остапенко.

«В перспективных планах основу отечественной системы средств выведения будут составлять именно ракеты-носители легкого и тяжелого класса «Ангара», которые совместно с ракетой-носителем среднего класса «Союз-2″ планируются к использованию для выведения космических аппаратов в интересах министерства обороны», — сказал Остапенко.

По его словам, космический ракетный комплекс (КРК) «Ангара» на космодроме Плесецк — это не просто новая ракета-носитель, а новая современная инфраструктура космодрома, начиная от взлетно-посадочной полосы аэродрома, сети железнодорожных и автомобильных дорог, и заканчивая условиями жизни и быта людей, которые будут трудиться на космодроме.

«В рамках реализации мероприятий Федеральной целевой программы «Развитие российских космодромов на период 2006-2015 годы» в течение прошлого года на космодроме на 80% смонтирован пусковой стол универсального стартового комплекса КРК «АНГАРА», завершены строительно-монтажные работы по реконструкции двух котельных по переводу их на газовое топливо, введено в эксплуатацию офицерское общежитие», — сказал командующий.

В свою очередь официальный представитель Космических войск РФ подполковник Алексей Золотухин сообщил в четверг РИА Новости, что «запланированные сроки будут соблюдены только при условии полного финансирования этой программы».

Глава Роскосмоса Анатолий Перминов в декабре прошлого года сообщил журналистам, что объем работ на наземных объектах по строительству ракетного комплекса «Ангара» в 2009 году был снижен вдвое в связи с недофинансированием по капстроительству, из-за чего начало летных испытаний ракеты также будет сдвинуто на год.

Читать еще:  Чем можно отмыть двигатель от антифриза

Создание КРК «Ангара» является задачей особой государственной важности. Его заказчиками определены министерство обороны и Федеральное космическое агентство, а космический центр имени Хруничева — головным разработчиком, отвечающим за разработку, изготовление, испытания семейства ракет-носителей «Ангара» легкого, среднего и тяжелого класса, а также за создание универсального космического ракетного комплекса в целом.

Выгодной особенностью новой ракеты является работа на экологически чистых компонентах топлива — кислороде и керосине. Среди всех кислородно-керосиновых ракетных двигателей, существующих в мире, двигатель 14Д23/РД-0124А обладает самым высоким удельным
http://www.rian.ru/defense_safety/20100114/204510032.html

PANALEKS

Registered

Планирующиеся российские космические пуски

2010
Дата – КА – РКН/РБ – Космодром – Время
28 января – Радуга-1М (Глобус-1М) – Протон-М/Бриз-М – Байконур
3 февраля – Прогресс М-04М (№404) – Союз-У – Байконур – 06:45:31 ДМВ
11-20 февраля – три Космоса (три Глонасса-М) – Протон-М/ДМ-2 – Байконур (или 27 февраля)
12 февраля – Intelsat 16 – Протон-М/Бриз-М – Байконур – 03:39:40 ДМВ
25 февраля – CryoSat-2 – Днепр – Байконур – 16:57 ДМВ
февраль – Гонец-М №2, Космос, Космос – Рокот/Бриз-КМ – Плесецк
начало марта – EchoStar 14 – Протон-М/Бриз-М – Байконур
9 марта – Prisma (Mango), Prisma (Tango), Picard – Днепр – Домбаровский – 17:42 ДМВ
март (ПО) – SERVIS-2 – Рокот/Бриз-КМ – Плесецк
начало апреля – OS-1 – Протон-М/Бриз-М – Байконур
2 апреля – Союз ТМА-18 (№228) – Союз-ФГ – Байконур
28 апреля – Прогресс М-05М (№405) – Союз-У – Байконур
апрель – Канопус-В №1, БелКА-2, МКА-ФКИ №1 (Зонд-ПП), Бауманец-2 (ПО) – Союз-ФГ/Фрегат – Байконур
апрель (ПО) – Сiч-2, NX, NigeriaSat-2, Rasat, Edusat, ПО – Днепр – Домбаровский
начало мая – BADR-5 – Протон-М/Бриз-М – Байконур
14 июня – Союз ТМА-19 (№229) – Союз-ФГ – Байконур
28 июня – Прогресс М-06М (№406) – Союз-У – Байконур
второй/третий квартал – XM-5 – Протон-М/Бриз-М – Байконур
первая половина года – TanDEM-X – Днепр – Байконур
31 августа – Прогресс М-07М (№407) – Союз-У – Байконур
август – шесть Globalstar-2 – Союз-2-1Б/Фрегат – Байконур
август – три Космоса (три Глонасса-М) – Протон-М/ДМ-2 – Байконур
август-октябрь – SkyTerra 1 – Протон-М/Бриз-М – Байконур
30 сентября – Союз ТМА-01М (№701) – Союз-ФГ – Байконур
третий/четвертый квартал (ПО) – Электро-Л №1 – Зенит-3Ф/Фрегат-СБ – Байконур
27 октября – Прогресс М-08М [№408] – Союз-У – Байконур
ноябрь – три Космоса (два Глонасса-М и один Глонасс-К) – Протон-М/ДМ-2 – Байконур
10 декабря – Союз ТМА-20 (№230) – Союз-ФГ – Байконур
27 декабря – Прогресс М-09М (№409) – Союз-У – Байконур
декабрь (ПО) – Ресурс-П №1 – Союз-2-1Б – Байконур
декабрь – ПО, КазСат-2 – Протон-М/Бриз-М – Байконур
четвертый квартал (ПО) – KA-SAT – Протон-М/Бриз-М – Байконур (или на «Зените-3SL»)
четвертый квартал (ПО) – Спектр-Р – Зенит-3Ф/Фрегат-СБ – Байконур
конец года – EchoStar 15 – Протон-М/Бриз-М – Байконур
ПО – Космос (Гарпун) – Протон-М/Бриз-М – Байконур
ПО – Космос – Протон – Байконур
ПО – Кондор-Э – Стрела – Байконур
ПО – KOMPSat-5 – Днепр – Байконур/Домбаровский
ПО – Космос (Око) – Молния-М/2БЛ – Плесецк
ПО – Гео-ИК-2 №1 – Рокот/Бриз-КМ – Плесецк
ПО – три Гонца-М – Рокот/Бриз-КМ – Плесецк (или два Гонца-М на Стреле с Байконура)
ПО – EROS-C – Старт-1 – бывший Свободный
ПО – Юбилейный-2 – ПО – ПО

2011
Дата – КА – РКН/РБ – Космодром – Время
начало года – Луч-5А, Amos-5 – Протон-М/Бриз-М – Байконур
начало года – EuropaSat – Протон-М/Бриз-М – Байконур
февраль-июнь – ViaSat-1 – Протон-М/Бриз-М – Байконур
30 марта – Союз ТМА-21 (№231) – Союз – Байконур
первый квартал – SkyTerra 2 – Протон-М/Бриз-М – Байконур
первый квартал – NSS-14 – Протон-М/Бриз-М – Байконур
первый квартал – Intelsat 18 – Зенит-3SLБ/ДМ-SLБ – Байконур
первый квартал (ПО) – ПО – Союз-1 – Плесецк
10 апреля – Прогресс М-10М (№410) – Союз – Байконур
30 апреля (ПО) – Прогресс М-11М (№411) – Союз – Байконур
30 мая – Союз ТМА-02М (№702) – Союз – Байконур
30 июня (ПО) – Прогресс М-12М (№412) – Союз – Байконур
середина года – Telstar 14R – Протон-М/Бриз-М – Байконур
август – Telkom-3, Ямал-300К – Протон-М/Бриз-М – Байконур
4 августа – QuetzSat-1 – Протон-М/Бриз-М – Байконур
25 августа (ПО) – Прогресс М1-01М (№501) – Союз – Байконур
1 сентября – Либідь – Зенит-3SLБ/ДМ-SLБ – Байконур
28 сентября – Союз ТМА-22 (№232) – Союз – Байконур
октябрь (ПО) – Прогресс М-13М (№413) – Союз – Байконур
8 ноября – Фобос-Грунт, Yinghuo 1 – Зенит-3Ф – Байконур
20 ноября – Союз ТМА-03М (№703) – Союз – Байконур
15 декабря – Прогресс М-14М (№414) – Союз – Байконур
декабрь – Луч-5Б, ПО – Протон-М/Бриз-М – Байконур
четвертый квартал – Sirius 5 – Протон-М/Бриз-М – Байконур
четвертый квартал – Sirius FM-6 – Протон-М/Бриз-М – Байконур
конец года – YahSat 1B – Протон-М/Бриз-М – Байконур
конец года (ПО) – Экспресс-АМ4 – Протон-М/Бриз-М – Байконур (или начало 2012)
ПО – шесть Globalstar-2 – Союз-2-1Б/Фрегат – Байконур
ПО – шесть Globalstar-2 – Союз-2-1Б/Фрегат – Байконур
ПО – шесть Globalstar-2 – Союз-2-1Б/Фрегат – Байконур
ПО – три Космоса (три Глонасса-М) – Протон-М/ДМ-2 – Байконур
ПО – три Космоса (два Глонасса-М и один Глонасс-К) – Протон-М/ДМ-2 – Байконур
ПО – Экспресс-АМ8, Экспресс-МД2 – Протон-М/Бриз-М – Байконур
ПО – Метеор-М №2, TET-1 – Союз-2-1Б/Фрегат – Байконур
ПО – Гео-ИК-2 №2 – Рокот/Бриз-КМ – Плесецк
ПО – Канопус-В №2 – Рокот/Бриз-КМ – Плесецк
ПО – Космос (Око) – ПО – Плесецк
ПО – Михайло Ломоносов – ПО – Плесецк
ПО – МКА-ФКИ №2 (Моника, Рэлек) – ПО – ПО

2012
Дата – КА – РКН/РБ – Космодром – Время
28 февраля – Прогресс М-15М (№415) – Союз – Байконур
30 марта – Союз ТМА-04М (№704) – Союз – Байконур
первый квартал – Экспресс-АМ5 – Протон-М/Бриз-М – Байконур
первый квартал (ПО) – МЛМ – Протон-М – Байконур
2 апреля – MetoOp-B – Союз-2-1А/Фрегат – Байконур
30 апреля – Прогресс М-16М (№416) – Союз – Байконур
31 мая – Союз ТМА-05М (№705) – Союз – Байконур
30 июня – Прогресс М1-02М (№502) – Союз – Байконур
30 июля – Прогресс М-17М (№417) – Союз – Байконур
30 августа – Прогресс М-18М [№418] – Союз – Байконур
30 сентября – Союз ТМА-06М (№706) – Союз – Байконур
третий квартал – Экспресс-АМ6 – Протон-М/Бриз-М – Байконур
20 ноября – Союз ТМА-07М (№707) – Союз – Байконур
15 декабря – Прогресс М-19М (№419) – Союз – Байконур
ПО – Метеор-М №3 – Союз-2-1Б/Фрегат – Байконур
ПО – Бион-М №1, ТУС, АИСТ – Союз-2-1Б – Байконур
ПО – AzerSat 1 – ПО – Байконур
ПО – НВМ – Ангара-1.2 – Плесецк (по баллистической траектории)
ПО – ПО – Ангара-А5/Бриз-М – Плесецк

Используемые сокращения:
КА – космический аппарат
РКН – ракета космического назначения
РБ – разгонный блок
ПО – подлежит определению
ЛМВ – летнее московское время
ДМВ – декретное московкое время
НВМ – неотделяемый весовой макет

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector