Avtosfera76.ru

Авто Сфера №76
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Датчик детонации признаки неисправности

Датчик детонации признаки неисправности

Несколько десятилетий назад бензиновые автомобильные двигатели практически не оснащались никакой дополнительной электроникой. Все было банально просто – трамблер, катушка зажигания, высоковольтные провода с наконечниками и свечи. Из датчиков присутствовали: датчик давления масла и датчик температуры. Особенно это касалось автомобилей советского производства — модели заводов ГАЗ, ВАЗ и АЗЛК были примитивны в плане оснастки.

Со временем технический прогресс стал развиваться. Все моторы теперь управляются с помощью электроники. Без электронного блока управления не обходится ни один двигатель. Соответственно, силовые агрегаты обзавелись дополнительными датчиками и прочими электронными составляющими.

Умная система теперь следит не только за порядком работы цилиндров, но может сама автоматически подстраивать угол опережения зажигания под определенные дорожные условия. Датчики следят и за качеством горючей смеси — согласно их показаниям электронный блок управления двигателем (ЭБУ) регулирует пропорцию бензина и воздуха в зависимости от нагрузки на мотор.

Датчики в современных бензиновых двигателях

Рассмотрим принципы работы датчиков бензиновых двигателей внутреннего сгорания (ДВС). На современных инжекторных ДВС стандартно устанавливаются: датчик массового расхода топлива (ДМРВ), датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ), регулятор холостого хода (РХХ), датчик детонации (ДД), датчик давления масла, температурный датчик. Нередко вместо ДМРВ в современных системах ДВС применяется датчик абсолютного давления (ДАД).

ДМРВ следит за подачей воздушного потока, и в зависимости от количества впрыскиваемого форсунками топлива передает на ЭБУ данные, согласно которым блок управления задает горючей смеси нужную пропорцию.

ДПДЗ смотрит за плавностью хода автомобиля при любых нажатиях на педаль газа, при неисправностях этого датчика машина будет двигаться рывками.

РХХ влияет на устойчивость работы ДВС и контролирует расход топлива на холостых оборотах.

Температурный датчик извещает водителя о степени нагрева систем охлаждения ДВС, датчик давления масла показывает давление в системе смазки.

Датчик детонации контролирует угол зажигания в зависимости от дорожных условий и нагрузки на двигатель.

Немного о явлении детонации

Для того, чтобы детально разобраться, для чего нужен датчик детонации на ВАЗ 2114, поговорим сначала о самом явлении детонации и причинах ее возникновения. Внешним проявлением детонации являются характерные металлические звуки, о которых говорят: «стучат пальцы». Но на самом деле детонация происходит из-за разбалансирования параметров процесса сгорания топлива и момента опережения зажигания, в результате чего многократно увеличиваются температура и давление внутри камеры сгорания, что приводит к микровзрывам самовоспламенившейся горючей смеси, дающим эффект стука металла о металл.

Теперь, когда стало ясно, для чего служит датчик детонации, можно назвать главные причины появления детонации в двигателе ВАЗ 2114:

  1. Качество бензина, его марка. Чем ниже октановое число бензина (марка), тем он менее детонационностойкий.
  2. Неточность в настройке угла опережения зажигания. Чтобы ее выявить, нужно проверить значения максимального и статического значений углов опережения зажигания. Такой недочет может стать причиной серьезных неисправностей, в том числе ошибки в определении детонации. В этом случае уже нужно проверять, как работает датчик детонации.
  3. Увеличение температуры сгорания рабочей смеси за счет обеднения ее состава. Обедненная смесь инициирует процесс детонации за счет снижения испарения топлива и, как следствие, уменьшения поглощаемого количества теплоты. Из-за этого резко растет температура, возникает детонация. Визуально признак обедненной смеси можно определить по налету на свечах зажигания.
  4. Наличие любой неисправности, увеличивающей противодавление в системе, препятствует выходу горячих газов из камеры сгорания, способствуя этим развитию детонационных колебаний.
  5. Критические условия эксплуатации двигателя (состав применяемой рабочей топливной смеси, превышение допустимой техусловиями нагрузки на двигатель, отложения нагара на элементах камеры сгорания, жаркие климатические условия и т. п.)
Читать еще:  Шевроле лачетти регулировка фар

Явление детонации, сопровождаемое перегревом элементов двигателя, в частности, кривошипно-шатунного механизма, от раза к разу снижает износостойкость деталей, вызывая серьезные поломки, а затем и окончательный выход из строя двигателя автомашины.

Почему датчик детонации перестает быть полезным

Если датчик детонации вышел из строя — проявления будут понятны. Причин, по которым происходит поломка детали, несколько:

  1. Плохой бензин. Его марка должна быть как можно выше.
  2. Настройки угла опережения зажигания выставлены неверно. Значения углов опережения максимального и статического характеров необходимо держать под контролем, а если обнаружились расхождения — надо проверять активность датчика детонации.
  3. Состав рабочей смеси обедняется, что приводит к увеличению температуры ее сгорания. Процесс детонации возникает из-за слишком маленького испарения топлива. Это приводит к недостаточному объему поглощаемого количества теплоты. Визуально о повышении температуры можно узнать по появлению налета на свечах зажигания.
  4. Противодавление в системе, образующееся по множеству причин, не позволяет горячим газам покидать камеру сгорания.
  5. Двигатель эксплуатировался в критических условиях.

Причины возникновения детонации?

Наверное, многие автовладельцы не понаслышке знают, что означает такое понятие, как «пальцы стучат». Некоторые причиной этого считают плохое топливо и принимают такое решение, как сделать зажигание попозже. Но не стоит делать поспешных выводов, прежде всего, нужно разобраться, что именно там застучало, и какова причина.

Для того чтобы ясно понимать всю картину нужно знать, что собой представляет камера сгорания.

Камера – это пространство в головке цилиндра, где горючее топливо превращается в механическую работу. Смесь воздуха и топлива во время хода поршня вверх сжимается и в определенный момент происходит зажигание ее электрической искрой. Вот именно этот процесс и называется моментом зажигания.

Существует такое понятие, как опережение зажигания, которое измеряется в градусах. Оно показывает опережение момента возникновения искры и времени достижения поршней верхней точки. Данная величина во многом зависит от качества бензина и прочих параметров.

В случае если топливо грамотно подобрано и происходит правильное распределение смеси, то распространение пламени в момент сгорания осуществляется примерно со скоростью до 30 м/сек. При такой работе достигается максимальное использование рабочей смеси. Стоит отметить, что при применении разного типа бензина на одном двигателе требуется производить корректировку опережения зажигания.

К примеру, двигатель отрегулирован на топливо с октановым показателем 95, а начал работать он с топливом, октановое число которого значительно ниже. Что же происходит в этот момент? Рабочая смесь начинает воспламеняться значительно раньше, и момент достижения максимальной энергии наступает также значительно раньше, чем сам поршень доходит ВМТ, давление в камере начинает расти, вследствие чего происходит повышение температуры. В этот момент топливо начинает воспламеняться. Все происходящее фиксирует датчик детонации двигателя.

Что это?

Чтобы понять суть данного устройства, назовем его ключевые особенности.

  1. ДД, то есть датчик детонации, играет одну из основных ролей в функционировании двигателя. Устройство отвечает за контроль степени детонации, может определять причины и характер такого явления. За счет подачи соответствующей информации от ДД на электронный блок управления, корректируются характеристики, которые могут привести к нежелательной детонации.
  2. Инженеры АвтоВАЗ специально могли бы разместить ДД таким образом, чтобы в случае возникновения проблем с ним водитель мог быстро и оперативно устранить неполадку. Увы, по каким-то причинам это не было сделано. Потому найдете вы этот датчик на блоке двигателя между его 2 и 3 цилиндрами. Смотреть нужно со стороны радиатора. Несмотря на неудобное расположение, за счет надежной конструкции разработчикам все же удалось минимизировать вероятность выхода его из строя. Но это не защищает от поломок на 100 процентов. Потому порой ДД все же нуждается в замене.
  3. Для модели ВАЗ 2114 применяются несколько типов ДД — широкополосные, с 1 и 2 рабочими контактами, а также резонансные.
  4. Функционирование ДД базируется на реакции пьезоэффекта. Потому главная составляющая элемента — это пьезоэлектрическая пластина. Они начинает генерировать энергии, как только возникают вибрации детонации напряжением. Возрастает она в зависимости от частоты колебательных движений. Напряжение с датчика передается на блок управления, который автоматически корректирует опережение зажигания, отлаживая при этом реакцию воспламенения смеси топлива и воздуха.
Читать еще:  Подключение противотуманных фар ваз 2110

Расположение ДД

Явление детонации

Для начала следует разобраться в особенностях этого явления.

Но возникновение детонации связано с разбалансировкой характеристик процесса сгорания бензина и нарушения момента опережения зажигания. Из-за этого серьезно повышается давление и температура внутри камеры сгорания, что ведет к мини взрывам смеси воздуха и топлива. Проявляется это в виде звука, похожего на удар металлических предметов друг о друга.

Признаки неисправности

При неисправности датчика на приборную панель обычно подается сигнал «Check Engine». Контрольная лампа неисправности может гореть непрерывно, либо появляться периодически с ростом нагрузки. В целом неисправный датчик не влияет на дальнейшую работу двигателя, но в случае необходимости свою функцию выполнять не сможет.

На неисправность датчика могут указывать и другие признаки:

  • двигатель быстро перегревается даже при невысокой внешней температуре;
  • снижение мощности и динамики;
  • увеличился расход топлива;
  • на свечах зажигания появляется сильный нагар.

Неисправности в датчике: как определить и устранить?

Как и любая другая запчасть автомобиля, данная деталь не застрахована от поломки. Главное, это вовремя заметить и устранить неисправность датчика детонации. В принципе, чтобы диагностировать наличие поломки, особыми знаниями и умениями обладать совсем не обязательно. Ведь в электронной системе управления автомобиля имеется специальный индикатор — check, расположенный на панели. Когда датчик детонации становится неисправным, вышеуказанный значок загорается. Это важно заметить, потому что двигатель даже после поломки датчика может продолжать работать без особых изменений. Некоторые опытные автовладельцы уже могут определять появление такой неисправности на слух, но всё же лучше поглядывать время от времени на соответствующий индикатор на приборной панели.

Здесь возникает справедливый вопрос, чем же грозит такая неисправность, если мотор продолжает работать? Дело в том, что электронный управляющий блок работает по следующему принципу. Когда датчик ломается и не может функционировать, как положено, то зажигание, устанавливаемое блоком управления, будет заведомо поздним, дабы не допустить возможного разрушения двигателя. И, как результат, при работе силового агрегата происходит повышенное потребление топлива, а динамика работы автомобиля становится заметно хуже. Последнее несложно заметить, если дать повышенную нагрузку. В этом и заключается влияние на работу двигателя датчика детонации в случае его неисправности.

Читать еще:  Замена передних тормозных колодок форд фокус 3

Итак, если датчик вышел из строя, то могут появиться следующие признаки:

— мощность двигателя падает;
— характеристики разгона автомобиля становятся хуже;
— происходит повышенное потребление бензина, что нетрудно заметить;
— выхлопы дыма.

Стоит отметить, что при этом индикатор check может гореть как в постоянном режиме, так и недолго гореть в моменты, когда машина получает высокую нагрузку. Самый простой способ определить неисправность – это, конечно, обратиться к специалистам в автосервис. Но как поступить, если техцентр находится далеко, а специального оборудования для сканирования устройства у Вас не имеется? Не стоит отчаиваться, ведь в данном случае может выручить обычный мультиметр цифрового типа, или как его ещё называют – тестер.

В предыдущих разделах был рассмотрен датчик детонации как работает, и для чего предназначается. Следующая ниже информация предназначается для тех, кого интересует проверка датчика детонации, а именно как проверить датчик детонации мультиметром.

Поломки, связанные с данным датчиком, могут быть следующих видов:

— внутренняя поломка устройства;
— короткое замыкание, что встречается нередко;
— произошёл обрыв сигнального провода или же оплётки для экранирования, что устранить, в принципе несложно;
— неисправность управляющего блока автомобиля.

Прежде всего, конечно, нужно визуально проверить состояние провода и оплётки. А также состояние розетки и контактов детали. Если здесь всё в порядке, то необходима проверка мультиметром. Данный прибор имеется у многих, так как его нередко используют автолюбители, а также для бытовых нужд. Сначала нужно узнать, сопротивлением какой величины обладает исправное устройство на Вашей модели автомобиля. Затем измеряется сопротивление, и если показания не совпадают с нормой, то необходимо произвести замену.

Следующий этап – проверка существующего напряжения, на контактах детали. С этой целью отсоединяется электроразъём датчика, а затем деталь снимается с самого двигателя. Далее мультиметр установите на режим напряжения (по милливольтам). Плюсовой контакт мультиметра нужно соединить на сигнальный контакт датчика, минусовой же щуп – на массу проверяемого датчика. Масса датчика в данном случае – это отверстие, предназначенное для болта крепления). Теперь, не отсоединяя мультиметр, зажимаем датчик в ладони и стучим (только не очень сильно) по какой-либо твёрдой поверхности. Во время ударов тестер должен выдавать напряжение. Обычно величина напряжения составляет от 30 до 40 мВольт. При более сильных ударах разность потенциалов должна также увеличиваться.

Прежде чем производить измерения, обязательно проверьте прибор на исправность и на его способность определять низкое напряжение. Если при исправном мультиметре, на табло не показывается разность потенциалов, то это говорит о том, что датчик сломан, и его необходимо заменить. По такому вопросу можно обратиться в СТО или же выполнить замену самостоятельно.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector