Самостоятельная регулировка и проверка развала и схождения колес
Самостоятельная регулировка и проверка развала и схождения колес
Сделать развал-схождение – это значит, что нужно выставить правильный угол колес, чтобы они соответствовали направлению движения. То есть, нейтральное положение колес должно быть расположено так, чтобы автомобиль, в нейтральном положении, двигался только прямо, и не менял своего направления (в случае с ровной и прямой дорогой). Нет конкретного (оптимального) значения этого показателя для автомобилей, так как оно зависит от модели автомобиля, его габаритов и других характеристик. В случае, когда эта функциональность отрегулирована правильно, обеспечивается не только правильное поведение автомобиля, но и хорошее сцепление колес с дорожным покрытием.
Выделяют три вещи в подвеске, которые относятся к этому понятию и которые нужно настраивать:
- Развал. Если посмотреть на колеса автомобиля со стороны лобового стекла, то можно определить, есть ли у них вертикальный наклон? Вот именно это показывает развал. Некоторые автогонщики выставляют их наклон в таком положении, чтобы верхушки колес были ближе друг к другу, нежели их нижние части. Таким образом можно добиться максимального сцепления каждого колеса с поверхностью, особенно при выполнении маневра. Но, в реальной (повседневной) жизни для обычных автомобилей такой вариант не подходит, так как будет быстрый износ резины.
- Угол схождения. Показывает соотношение между задней и передней кромками шин, стоят ли они на одной оси. Ось схождения передних колес указывает на то, что задние кромки шин установлены дальше передних. Зачем нужна эта сходимость? Именно она может обеспечить более легкую маневренность транспортного средства.
- Кастер (наклон шкворня). Представляет собой соотношение оси рулевой колонки к оси рулевого колеса.
Цель операции
Начинающие водители зачастую не интересуются тем, как сделать развал схождение самому, ввиду распространенной несерьезности подхода к эксплуатации транспортного средства.
Для того, чтобы оценить степень важности операции, достаточно ознакомится с последствиями нарушения углов установки колес:
- пониженная устойчивость при движении на крейсерских скоростях;
- сложно прогнозируемая управляемость автомобилем (самопроизвольный увод в одну из сторон, непредсказуемость ситуации при скоростном прохождении виражей);
- ускоренный и неравномерный износ протекторов покрышек;
- повышенный расход топлива.
Углы рекомендуется проверять и регулировать в следующих случаях:
- Машина проехала около 10-15 тыс. км (касается отечественных моделей) или 20-45 тыс. (для импортных марок).
- Транспортным средством стало сложно управлять, резина начала быстро и неравномерно изнашиваться.
- Рулевое колесо не возвращается самостоятельно в нейтральное положение после вывода ТС из поворота.
- После ремонтных работ, связанных с подвеской, элементами рулевого управления и несущих частей кузова, а именно: замены ШРУСа(шарнир равных угловых скоростей), установки новых рулевых наконечников и шаровых опор, замены передних лонжеронов.
- Если ТС побывало в аварии, также рекомендуется проверить углы развала и схождения.
Следует отметить, что до начала производства работ по измерению и установке углов, необходимо выяснить:
- Исправны ли узлы рулевого управления;
- Не следует ли поменять ступичные подшипники;
- Нет ли проблем с элементами передней подвески.
Ещё следует обязательно отбалансировать диски (при наличии биения).
Компьютерный сход-развал позволяет наиболее точно установить углы наклона колёс
Регулировка схождения колес
Поставьте автомобиль на ровную твердую поверхность. Вставляем руль прямо. Мелком наносим метки на левой и правой шине, как можно ближе к шине.
Откатите автомобиль вперед, чтобы колеса провернулись на 90 градусов, повторите замер. Полотно линейки при этом переместится назад. Касаться кузова или элементов подвески линейка не должна.
Если углы в передней части колеса не соответствуют техрегламенту автомобиля, регулируем схождение при помощи рулевых тяг.
Спереди покрышки слишком сильно сходятся? Укорачиваем рулевые тяги. Если наоборот, спереди наблюдается более сильное расхождение, на немного удлиняем рулевые тяги путем ослабления контргайки тяги, после чего регулируем ее длину муфтой .
После завершения работ не забудьте вернуть контргайку на место, в соответствии с инструкцией.
А теперь, расскажем, как отрегулировать развал и схождение автомобиля самому, без помощи автомастеров
1 . Подготовка инструмента
1). Проверьте весь ли необходимый для работы инструмент вы взяли. Цифровым измерителем развала удобно быстро замерять углы подвески (цена около 16 500 рублей или 250 долларов США) (FIG. 1). Измерять уровень схождения колес поможет регулятор схождения (цена примерно 6500 рублей или 100 долларов США) (FIG.2).
2). В некоторых автомобилях для самостоятельного внесения корректив в настройки подвески требуется специальное оборудование: дюймовые ключи (в России метрическая система), шестигранники, измерительные приборы. Если у вас как раз такой технически — сложный автомобиль, либо запаситесь нужным инструментом, либо обратитесь на СТО. Примером технически — сложной регулировки сход-развала служит Mazda 6, в крайних моделях которой стоит мудреная подвеска SkyActiv.
2 . Правила безопасной регулировки подвески:
- Углы наклона колес для конкретной модели, можно посмотреть в интернете. Если регулировка нужна лишь, чтобы доехать из пункта А в пункт Б, можно выровнять углы на глаз.
- Измерьте схождение и развал колес автомобиля на каждой оси, запишите измерения. Эти цифры понадобятся в случае, если все пойдет не так как планировалось.
- Работу начинайте с настройки развала, так как если начнете с регулировки схождения, а лишь потом возьметесь за развал, можете сбить уже подогнанные настройки схождения. При изменении схождения развал не меняется.
- Гайки колесных дисков затягивайте, когда автомобиль стоит на земле.
- Не забудьте проверить давление в шинах манометром. Давление должно быть стабильное, как пульс киллера. Если обнаружите, что одна из покрышек подсдулась — накачайте.
3 . Регулировка развала
Поднимите автомобиль на домкрате и проверьте геометрию подвески, то есть осмотрите подвеску на предмет износа и трещин. Если никаких патологий не обнаружили идем дальше, если обнаружили, замените износившийся элемент, иначе наши усилия пройдут зря.
Большинство современных автомобилей имеют контргайку и болт эксцентрик, который скрепляет рычаги подвески с автомобилем (FIG. 3). Ослабив контргайку и вращая эксцентрик, вы измените угол развала. Движение подвески увидите, когда будете вращать эксцентрик. Опираясь на измерения в самом начале самостоятельной регулировки развала, оцените, насколько придется вращать эксцентрик, чтобы получить нужный результат. Затяните гайки, опустите автомобиль и откатите его на 1,5 метра назад, а потом обратно на исходную позицию. Измерьте результат и если он в пределах нормы, затяните эксцентрики. Если ничего не получилось, начинайте с самого начала.
4 . Настройка схождения
Поднимите машину на домкрате и ослабьте контргайки рулевых тяг (FIG. 4). Затем, вращая рулевую тягу, измените ее длину. Помните, что если спецификация схождения предусматривает только дюйм положительного схождения колес, то вы сможете добавить только по полдюйма с каждой стороны. Затяните все крепления и опустите автомобиль. Прокатите машину туда-обратно и измерьте схождение. Если оно в пределах нормы, затяните эксцентрик и тягу контргайки (автомобиль в это время должен находиться на земле), а затем повторите все процедуры для противоположной стороны. Если не получили нужный угол поворота, повторите все с самого начала. Вернитесь к шагу три и повторите все тоже, только для другой оси.
Дважды проверьте затяжку болтов, к которым прикасались. Затем проверьте машину на дороге — если машину не тянет в сторону, можно ехать (учтите, что машину может тянуть из-за наклона дорожного покрытия).
Что понимают под схождением и развалом передних колёс.
Когда развал и схождение колёс на автомобиле установлен правильно, соблюдены все рекомендации завода изготовителя транспортного средства, это обеспечит хорошую устойчивость при движении по любым дорогам. Износ резины будет происходить равномерно по всей площади колеса, управление становиться лёгким и надежным.
Под развалом понимают положение колеса по отношению к дороге. Нормальное положение считается таким, когда наклон верха колеса направлен наружу. Эта величина определена заводом и имеет определённое значение для разных моделей автомобилей. Плохо для автомобиля и для колеса непосредственно, когда наклон его верхней части направлен внутрь. В таком случае о хорошей устойчивости и управляемости приходится забыть, а износ резины сильно ускоряется.
Под схождением понимают расстояние между передними и задними точками дисков передних колёс. Развал колёс измеряется в градусах, а схождение колёс кроме градусов, можно определить с помощью расстояния в миллиметрах.
Самостоятельная регулировка развал-схождения на ВАЗ 2106
«Жигули» шестой модели во время проведения ремонтных работ не вызывают особых проблем. Поэтому посещать автосервис каждый раз, когда есть подозрение на то, что УУК нарушены, может оказаться затратным мероприятием. В связи с этим многие владельцы рассматриваемого автомобиля проверяют и регулируют углы колёс самостоятельно.
Подготовительные работы
Для проведения регулировочных работ автомобиль потребуется загнать на ровную горизонтальную поверхность. Если такой возможности нет, то для установки колёс по горизонтали под них помещают подкладки. Перед диагностикой необходимо проверить:
- давление в шинах;
- работоспособность демпферов;
- люфт руля;
- зазор в ступичных подшипниках и шарнирах передней подвески.
Если во время подготовки будут обнаружены неисправности подвески, устраняем их. Машина должна оснащаться дисками и шинами одинаковой размерности. На ВАЗ 2106 нужно выставить давление в шинах согласно следующим значениям: 1,6 кгс/см² спереди и 1,9 кгс/см² сзади, что также зависит от установленной резины.
Таблица: давление в колёсах «шестёрки» в зависимости от размера шин
Размер шин | Давление в шинах МПа (кгс/см²) | |
передние колёса | задние колёса | |
165/80R13 | 1.6 | 1.9 |
175/70R13 | 1.7 | 2.0 |
165/70R13 | 1.8 | 2.1 |
Проверять и устанавливать углы рекомендуется при загрузке автомобиля: в середине багажного отделения нужно поместить груз 40 кг, а на каждом из четырёх сидений по 70 кг. Руль необходимо установить в среднее положение, что будет соответствовать прямолинейному движению машины.
Регулировка кастора
Кастор регулируется следующим образом:
- Изготавливаем приспособление из куска металла толщиной 3 мм, в соответствии с приведённым рисунком. Приспособление будем использовать с отвесом.
Значения кастора между колёсами передка ВАЗ 2106 должны отличаться не более чем на 30′.
Регулировка развала
Чтобы измерить и выставить развал, нужно подготовить такие инструменты:
- ключ на 19;
- регулировочные шайбы;
- отвес (нить с грузом);
- линейка.
Процедуру выполняем следующим образом:
- Покачиваем несколько раз перед и зад автомобиля за бампер.
- Подвешиваем отвес, зафиксировав его в верхней точке колеса либо на крыле.
- Линейкой определяем расстояние между шнурком и диском в верхней (а) и нижней (b) части.
Регулировка схождения
Схождение устанавливается при помощи следующих материалов и инструментов:
- линейка;
- нить;
- проволока;
- ключи на 13;
- клещи.
Из проволоки делаем крючки и привязываем к ним нить. В остальном процедура состоит из следующих действий:
- Нить натягиваем таким образом, чтобы на переднем колесе она касалась точек 1 (спереди шнурок фиксируем крючком за протектор), а сзади её держал помощник.
Видео: развал-схождение своими руками на примере ВАЗ 2121
Стоит учитывать, что изменение угла развала всегда влияет на изменение схождения.
Классические «Жигули» не являются сложным в плане ремонта и обслуживания автомобилем. Выставить углы передних колёс можно подручными средствами, ознакомившись с пошаговой инструкцией. Своевременная регулировка позволит избежать возможного ДТП, избавиться от преждевременного износа шин и обеспечить комфортное управление автомобилем.