Признаки неисправности модуля зажигания ВАЗ 2110 и 2114
Признаки неисправности модуля зажигания ВАЗ 2110 и 2114. Разбираем и исправляем
Скачать PDF
Этот электрический узел более современен, чем на «классике», но признаки неисправности модуля зажигания ВАЗ 2110 и 2114 вполне возможно выявить даже новичку-автолюбителю. Конечно же, при условии, если есть желание заниматься подобным тестированием. Это не такая примитивная конструкция, как классическая так называемая бобина, но и суперсложной штукой модуль также не назовешь.
Поэтому самостоятельная диагностика доступна даже начинающему. А вот решение самой проблемы – это уж по выбору: либо замена или ремонт своими руками, либо – путешествие на знакомое СТО.
Признаки неисправности модуля зажигания ВАЗ 2110 и 2114, как правило, можно выявить в нескольких случаях нештатной работы деталей и узлов. Об этом и расскажем в нашей сегодняшней статье.
Характерные признаки неисправности модуля зажигания ВАЗ-2110
Проблем с высоковольтными катушками и электронным управлением хватает. Большинство из них связано с несовершенством конструкции блока, плохой пайкой и сильными вибрациями при езде. В результате этого могут перестать работать как все четыре цилиндра ДВС, так и только одна пара. В последнем случае двигатель ВАЗ-2110 начинает “троить”, при езде замечаются следующие проблемы:
- чувствуется ощутимая потеря в мощности ДВС;
- автомобиль передвигается нестабильно с резкими рывками;
- автомобиль и вовсе не запускается.
Иногда плохую пропайку микросхемы можно определить, надавив на заднюю алюминиевую крышку модуля зажигания. С некоторой вероятностью небольшая поперечная деформация печатной платы может восстановить “отвалившийся” контакт и тем самым локализовать проблему. Более верным и надежным методом будет поочередное подключение к высоковольтным проводам заведомо рабочей новой свечи и визуальная проверка наличия искры при запуске стартера.
Автожурнал
Поэтому самостоятельная диагностика доступна даже начинающему. А вот решение самой проблемы – это уже по выбору: или замена или ремонт своими руками, или – путешествие на знакомое СТО.
Признаки неисправности модуля зажигания ВАЗ 2110 и 2114, как правило, можно выявить в нескольких случаях нештатной работы деталей и узлов. Об этом расскажем в нашей сегодняшней статье.
Плавающие обороты: Ситуацию, когда холостые запущенного двигателя без каких-либо действий, предпринимаемых со стороны водителя, начинают самопроизвольно меняться, принято называть «плавающие обороты». Причем, они настолько могут варьировать свои показатели, и мотор иногда глохнет. Безусловно, этот фактор может свидетельствовать и о неисправности некоторых других, не менее значимых для слаженной работы машины, механизмов.
К примеру, неправильной настройке ЭБУ или загрязнении форсунок. Эти же признаки могут говорить о плохом качестве заливаемого топлива. Так что ситуацию, когда обороты плавают на холостых, можно назвать лишь косвенным указателем.
Движок двоит
Не путать с троением! То есть не работает один цилиндр, а пара: или 1/4 или 2/3. Ну, данный признак определить довольно просто, прислушавшись к работе мотора автомобиля. Также это явно ощущается по вибрациям и звуковым сопровождения функционирования заведенного двигателя.
Также могут ощущаться провалы в тяги при попытке разогнаться или при движении в гору, пусть и небольшую.
Как еще один признак, указывающий на неисправность модуля зажигания – высвечивание Check engine. Правда лампочка может загораться по разным поводам (и даже без них).
Компьютерная диагностика
Если провести диагностику сканированием при помощи соответствующего оборудования, можно по выявленным ошибкам понять, что грешит модуль зажигания.
Обнаружив с помощью умной машины какую-либо из этих ошибок, не спешите сильно расстраиваться, так как они не обязательно рассказывают о гибели данного сайта. К примеру, создать проблему могут еще и высоковольтные провода с пробоем, или – свечи. Поэтому профессиональные диагносты советуют идти от малого к большому: то есть в начале исключать более поправимые и мелкие признаки, берясь за большие и глобальные в последнюю очередь.
И только проверив на предмет неисправности другие элементы системы зажигания: выкрутив и посмотрев свечи, к примеру, прозвонив и заменив провода, потом уже заниматься диагностикой проблем соответствующего модуля.
Как проверить?
Профессиональные мастера автосервиса советуют самый простой метод проверки. Для этого вместо исследуемого установить заведомо исправный модуль зажигания.
Небольшой совет: при обратном монтаже необходимо правильно подключать высоковольтные провода, ведущие к катушке и к свечам зажигания. На них, кстати, есть метки, чтобы уже точно не промахнуться. Так что обращайте внимание на этот нюанс, чтобы не создать дополнительные неприятности.
Что делать, если нет исправного модуля?
Если нет возможности поставить проверочный элемент или позаимствовать его на время, например, у соседа по гаражу, то придется запастись терпением, взяв в руки контрольную лампу и мультитестер.
Измеряем сопротивление между выводами обмотки (парными). Щупы нужно устанавливать по схеме: 1/4, 2/3. Результаты измерений должны практически совпадать (примерно 5,5 кОм показывает прибор). Если погрешности между ними в 100 Ом и более – модуль нужно заменить, так как полетела вторичная обмотка. Далее, чтобы выявить признаки неисправности модуля зажигания ВАЗ 2110 и 2114, прозваниваем колодку проводов и проверяем исправность ЭБУ. Если нет под рукой мультитестера, некоторые проверочные действия можно осуществить с помощью контрольной лампочки.
Возможные причины неисправности модуля зажигания
Несмотря на высокую надежность и прочность модуля зажигания, при эксплуатации он может выйти из строя, подобно любому другому механизму. Среди всех возможных причин поломок, в 9 из 10 случаев возникают и диагностируются следующие:
- Применение в системе зажигания несоответствующих компонентов. Высоковольтные провода подбирают, исходя из параметров модуля, так как чрезмерно высокое или пониженное напряжение создает сбои в работе или пережигает контакты.
- Бракованные или поврежденные детали, некачественная сборка. Бракованные комплектующие быстрее ломаются и выводят из строя другие узлы или элементы системы. Практика показывает, что подбор качественных компонентов и их периодическая диагностика позволяют оставаться модулю работоспособным в течение длительного времени.
Основные неисправности модуля зажигания 2110
Несмотря на то, что на 2110 модуль зажигания представляет собой достаточно надежное и устройство, при этом элемент все же может выйти из строя. Наиболее распространенные и практически в 90% случаев выявляемые при диагностике причины поломок:
- Использование компонентов, не соответствующих параметрам. Это могут быть высоковольтные провода, не совпадающие с параметрами модуля, свечи, способные вывести из строя сам модуль зажигания (большой заряд может разорвать катушку) и т.д.
- Детали с заводским браком либо их некачественная сборка. Как следствие, выход из строя других элементов системы зажигания.
Если модуль зажигания не выполняет свои функции, это отображается на работоспособности ДВС автомобиля:
- повышенный расход топлива;
- двигатель перестает запускаться;
- при разгоне (резкая смена оборотов) появляются провалы;
- нестабильная работа ДВС (два цилиндра не работают);
- после прогрева двигателя заметно падение мощности и тяги.
Проверка модуля зажигания инжекторного ВАЗ 2110 8/16 клапанов
На десятке может стоять восьмиклапанный мотор 2111, объёмом полтора литра, или же мотор 21114, объёмом 1,6 литра. Разница между ними в модулях зажигания.
У модуля полуторалитрового двигателя артикул 2112-3705010, а модуль с объёмом тысяча шестьсот кубиков, имеет артикул 2111-3705010. Отличаются они и ценой. Если стоимость первого колеблется от полутора тысяч рублей до 2100, то стоимость второго дешевле примерно на пятьсот рублей.
Какой из них выбрать? Самые надёжные производятся в городе Старый Оскол.
Строение модуля
В его составе две катушки зажигания и два высоковольтных ключа-коммутатора. Катушки предназначены для создания высоковольтных импульсов.
По сути это простой трансформатор, у которого две обмотки: первичная, с напряжением индукции примерно пятьсот Вольт, и вторичная, с индуктивным напряжением как минимум в двадцать килоВольт. Помещено всё в один корпус с одним разъёмом для сигнальных проводов и четырьмя для высоковольтовых.
Принципиальная схема модуля ваз 2110
Работа модуля зажигания основана на «принципе холостой искры». Модуль способен раздавать искру попарно: в первый и четвёртый, второй и третий цилиндры при передаче импульсов с электронного блока управления.
Возможные неисправности
Прозвонить модуль зажигания ВАЗ-2110 можно самостоятельно.
Главная задача модуля — подача тока на свечи зажигания. Качественной искры достаточно для воспламенения рабочей смеси. Если искра отсутствует, то неизбежны проблемы с мотором в виде уменьшения мощности, увеличения расхода топлива, наличие провалов при ускорении, плавают обороты, двигатель во время запуска отказывается работать.
Признаки неисправности и проверка
При выходе из строя одной катушки перестают функционировать два цилиндра. Заметить это легко, поскольку двигатель лихорадит на холостых оборотах, затрудняется пуск, резко увеличивается расход бензина, теряется динамика.
Снимаем коннектор с модуля ваз 2110, не сильно отведя фиксатор и потянув за провод.
Проверяем напряжение между выводом 15 и «массой» колодки.
Схема проверки первичных обмоток
Схема проверки вторичных обмоток
Схема проверки модуля на КЗ
Необходимо убедиться в работоспособности свечей. Их выкручивают и проверяют искру по отдельности на каждой из свечей. На головку свечи надевается высоковольтный провод. Свеча кладётся таким образом, При котором соприкасаются резьбовая часть свечи и масса двигателя. Если при прокрутке двигателя стартером искра очень слабая или вообще отсутствует, то необходима её замена. При отсутствии результата необходимо проверить высоковольтные провода. Так исключаются из списка неисправностей свечи, колпачки и высоковольтные провода. Значит, пора перейти к проверке модуля зажигания. Каким образом это сделать?
Прежде всего, внимательно осматривается корпус, поверхность которого должна быть целой. Если обнаруживаются сколы, трещины или прогары, то модуль необходимо однозначно менять.
Если нестабильность искры замечена только на первом и четвёртом, или втором и третьем цилиндрах, то напрашивается вывод о повреждении какой-либо катушки.
Даже если это так, необходимо провести комплексную проверку.
Проверка модуля зажигания ВАЗ-2110 мультиметром 8 клапанов заключается в следующем:
- Коннектор с сигнальными проводами отключается от модуля.
- Затем он снимается с модуля. Фиксатор необходимо отвести в сторону и потянуть за провод.
- Включается зажигание, чтобы проверить напряжение на выводе центральной колодки управляющих проводов. При отсутствии напряжения при заряженном аккумуляторе, или при показателе, меньшем, чем номинальное, а это двенадцать Вольт, делается вывод о неисправности электронного блока управления.
- Снимаются высоковольтные провода, при этом необходимо открутить и снять боты крепления модуля.
- Проверяется сопротивление на первичных обмотках катушек. Мультиметр при этом устанавливается в режим замера сопротивления. При помощи прибора снимаются показания с крайнего правого и центрального вывода, потом проверяются крайний левый и центральный. Номинальное сопротивление должно быть около 0,5 Ом.
- Проверяются первичные обмотки. Сопротивление во вторичных обмотках замеряется между выводами первого и четвёртого, второго и третьего высоковольтных проводов. Номинальное сопротивление 5,4 килоОм. Если нашли несоответствие, значит, делается вывод о некорректности работы катушки.
- Проводится проверка модуля на наличие короткого замыкания. Один из щупов тестера устанавливается на центральный вывод, другой на металлический корпус. При отсутствии показаний короткого замыкания делается вывод о замыкании корпуса одной из катушек.
Ошибки
Сканер ошибок определяет неисправность модуля. Если коды ошибок Р-3000, Р-3001, Р-3002, Р-3003 и Р-3004, это отсутствие искр. Значит дело или в самом модуле, или неисправны свечи, или высоковольтные провода, или же электронный блок управления.
Если код ошибки Р-0351, значит неисправна катушка первого-четвёртого цилиндров, при коде Р-0352 второго-третьего.
Такое сканирование о работоспособности модуля ещё ничего не говорит. Возможно проблема в свечах или пробитых высоковольтных проводах. Но если они были продиагностированы до проведения тестирования, то однозначно виноват модуль зажигания.
Здесь решение принимает владелец автомобиля. Только он может решить ремонтировать его самостоятельно, или покупать новый. Выбор второго варианта будет более простым и быстрым с гарантией бесперебойной работы системы зажигания.
Установка
Устанавливается модуль строго в обратном порядке демонтажа. При этом важно учесть три правила.
- После установки модуля посмотрите на поверхность устройства. На нем указаны цифры от 1 до 4. Это обозначения номеров цилиндров.
- На концах высоковольтников расположены аналогичные цифры — от 1 до 4. Они служат ориентиром для того, чтобы определить, какой высоковольтник к какому гнезду на модуле подключается.
- Никаких экспериментов. Все подключается строго в соответствии с отметками — 1 к 1, 2 ко 2 и так далее.
На деле замена модуля зажигания на ВАЗ 2114 реализуется достаточно легко. Для этого не нужно быть профессиональным автомехаником. Просто соблюдайте основные правила демонтажа и установки, выполняйте проверку устройства прежде чем тратить деньги и менять его на новое. Не факт, что виновником проблем с вашим авто будет именно модуль, на который вы грешите.
Данная таблица позволит вам проверить, правильно ли подключены провода от модуля зажигания к цилиндрам.