Скорость автомобиля и безопасность
Скорость автомобиля и безопасность. Часть 1
More in Организация движения:
Лондон: оценка пешеходных ограждений 27.11.2017
Пешеходное ограждение: типовые нарушения пешеходами 14.11.2017
Москва похорошела 11.08.2017
Эта первая статья из небольшой серии посвященной положительному и отрицательному влиянию скорости на нашу жизнь. Все статьи для сжатия материала будут представлены в виде тезисов.
Серия статей написана на основе Отчета по управлению скоростью от 2006 года составленного по результатам конференции представителей транспортных министерств Европы.
Но сначала о самом наболевшем – о безопасности. Как известно в России в год гибнет в ДТП 1 человек из 6 000. Разберемся, как скорость влияет на количество ДТП и вероятность смертельного исхода. Основной упор будет сделан на взаимодействие пешехода и автомобиля, как наиболее сильно конкурирующих объектов дорожного движения.
Содержание
Скорость и вероятность ДТП
Рассмотрим остановочный путь автомобиля. Длину остановочного пути можно рассчитать, зная время реакции водителя и длину тормозного пути автомобиля после нажатия на тормоз.
Среднее время реакции составляет 1 секунду. При увеличении скорости движения увеличивается и пройденное за 1 секунду расстояние. Расстояние, пройденное с момента нажатия педали до полной остановки, пропорционально квадрату скорости. При увеличении скорости с 50 км/ч до 80 км/ч тормозной путь увеличивается в 2 раза. Соответственно избежать столкновения намного тяжелее.
Необходимо также учитывать, что на сыром асфальте тормозной путь увеличивается на 25%. То есть тормозной путь автомобиля с 60 км/ч на сыром асфальте будет равен тормозному пути на 70 км/ч на сухом асфальте.
При скорости автомобиля 80 км/ч время реакции в пересчете на дистанцию займет 22 метра. Дополнительно на сухом асфальте водителю потребуется минимум 36 метров для полной остановки.
Если ребенок выбежит на дорогу перед водителем на расстоянии 36 метров, то почти наверняка он умрет при начальной скорости автомобиля 70 км/ч, получит увечья при скорости автомобиля 60 км/ч, а при скорости автомобиля 50 км/ч водитель избежит столкновения.
Но если ребенок выбежит на дорогу за 15 метров перед автомобилем, он, скорее всего, получит смертельные травмы, даже если автомобиль двигается со скоростью 50 км/ч.
[box type=»info» style=»rounded»]Рассчитать длину остановочного пути и время торможения, при различных условиях (начальная скорость, время реакции, тип покрытия) можно с помощью калькулятора. На английском языке можно найти упрощенный вариант.[/box]
[box type=»info» style=»rounded»]При нормальных условиях приблизительную длину остановочного пути можно рассчитать по формуле (Скорость [км/ч] разделить на 10 и возвести в квадрат)[/box]
Скорость и частота ДТП
Проектные и функциональные характеристики дорог сильно влияют на зависимость между скоростью и частотой аварий. Влияет, например, наличие и вид пересечений, присутствие пешеходов и велосипедистов.
В более сложных ситуациях риски аварий и влияния скорости больше.
Скоростные магистрали, например, это простые случаи с меньшими рисками аварий. Городские улицы, наоборот, более комплексные с более высокими рисками ДТП.
Основными жертвами ДТП в городских условиях являются пешеходы, велосипедисты, мотоциклисты. Основные факторы, способствующие этому – разница в скорости и в весе.
В южной Австралии проводили сравнение между рисками из-за превышения скорости с рисками из-за содержания алкоголя в крови. Было принято, что при 60 км/ч и 0 промилле относительные риски равны единице.
С 70 км/ч относительные риски начинают резко расти. Это превышение всего на 10 км/ч и соответствует 0.8 промилле алкоголя в крови при 60 км/ч.
Влияние неоднородности скорости на ДТП
Неоднородность скорости в транспортном потоке приводит к увеличению количества обгонов и, как следствие, более высокому уровню рисков. Высокий разброс скоростей тесно связан с авариями со смертельным исходом на всех дорогах — городских и загородных.
Чаще всего снижение скорости приводит к снижению неоднородности скоростей в потоке.
Частота аварий вырастает на 10-15% при превышении средней скорости на 1 км/ч. При превышении средней скорости потока на 10 и более км/ч количество аварий начинает резко расти для городских дорог. Для загородных дорог рост количества аварий не настолько критичен.
Из графика также видно, что уменьшение скорости отдельного автомобиля относительно средней скорости потока не приводит к увеличению числа аварий.
Влияние скорости на тяжесть ДТП
Даже если превышение скорости не является основной причиной аварии, от скорости в момент столкновения сильно зависит тяжесть последствий ДТП. Приблизительная зависимость количества тяжелых аварий и аварий со смертельным исходом от изменения скорости движения представлена на графике.
Повышение скорости на 10% приводит к увеличению количества всех аварий на 21%, к увеличению количества тяжелых аварий или аварий со смертельным исходом на 33%, к увеличению количества аварий со смертельным исходом на 46%. Снижение скорости на 10% — к уменьшению этих видов аварий на, соответственно, 19%, 27% и 34%.
Ситуация сильно зависит от типа дороги и допустимой скорости на этих дорогах. На графике ниже представлен прирост ДТП при изменении скорости движения на 1 км/ч для различных скоростей движения.
Наиболее серьезное влияние на тяжесть аварии при изменении скорости, как видно из таблицы, приходится на дороги с низкими допустимыми скоростями. Это городские дороги.
Тяжесть последствий сильно зависит от участников дорожного движения. Пешеходы, велосипедисты и мотоциклисты имеют большой риск получения серьезных травм, так как они не защищены. У них нет металлического каркаса, ремней и подушек безопасности.
Вероятность гибели пешехода в ДТП увеличивается с ростом скорости столкновения. Расследования показали, что при столкновении с пешеходом на скорости 30 км/ч 90% пешеходов выживают, в то время как столкновения на скорости 50 км/ч приводят к гибели 80% пешеходов.
Водитель и пассажиры автомобиля при этом практически не страдают.
Влияние скорости на область обзора
При увеличении скорости движения область обзора водителя существенно уменьшается. Это физиологическая особенность организма человека. Таким образом, высокая скорость в городских условиях не дает водителю возможность правильно спрогнозировать ситуацию, потому что он не видит окружающую обстановку.
На скорости 40 км/ч угол обзора водителя составляет 100 градусов. Это позволяет видеть препятствия на дороге, а также оценивать ситуацию справа и слева от дороги. На скорости 130 км/ч угол обзора составляет 30 градусов и менее, что значительно снижает возможность оценки водителем потенциальной опасности.
Выводы
Высокая скорость является причиной трети всех ДТП. Кроме того, высокая скорость отягчает последствия ДТП, произошедших по другим причинам.
Влияние скорости на несчастные случаи особо серьезно в городах, где имеет место взаимодействие нескольких групп участников дорожного движения: автомобили, пешеходы, велосипедисты.
Существует порог скорости автомобиля, выше которого организм пешехода физически не может выжить. При столкновении на скорости 45 км/ч выживает только 50 % пешеходов.
Для снижения травматизма на дорогах необходимо принять меры для соблюдения обоснованного скоростного режима, а также свести к минимуму разброс скорости в потоке.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Сергей Давыдов
Владелец сайта «ТрансСпот». Проектирую автомобильные дороги и развязки. Планирую и моделирую транспортные потоки. Участвую в научно-исследовательских работах (концепции развития городов, транспортный раздел). Читаю лекции по проектированию транспортных развязок (ЦНТИ Прогресс). Эксперт движения «Красивый Петербург». Консультант Института дизайна и урбанистики ИТМО. Интересуюсь всем транспортно-дорожным, в особенности безопасностью дорожного движения.
Сразу видно, что вы Сергей ничего не знаете об устройстве машины, спидометр автомобиля всегда и на всех без исключениях машинах показывает скорость на 7-10км/ч больше чем есть на самом деле, и показания спидометра берутся не с колес, а с коробки передач. Поэтому если резина не новая, или давление в покрышке не соответствует норме, или применены шины не по нормативу к данному ТС, во всех этих случаях, скорость спидометра отличается от реальной, чаще всего в большую сторону. Соответственно если на спидометре 80км/ч — 10км/ч погрешность самого спидометра — 3-5км/м погрешность связанная с дорожными условиями и резиной, то получается 65-68 км/ч. Кроме того радары имеют законную погрешность в 7 км/ч, и это сделано, как раз из-за пресловутой ошибки спидометра. Так что прежде чем поднимать здесь и в других местах муть, почитайте мат часть, как устроен датчик скорости на эффекте Холла, на тросике, и как устроен спидометр, на шаговом двигателе…
1. Я негде не говорил, на основе чего определялась скорость движения.
2. У вас много неточностей. Например, современные радары имеют погрешность +/-1 км/ч. А современные спидометры могут иметь погрешность 5-7%. Причем спидометры могут ошибаться как в большую, так и в меньшую сторону. В Германии погрешность спидометра принимается 3 км/ч при скорости не более 100 км/ч и 3% при скорости более 100 км/ч. И полицию ваши выкладки про 15 км/ч будут мало волновать — штрафуют за превышение на 3 км/ч по показателям на радаре.
Чтобы вам проще было воспринимать информацию из статьи считайте, что скорость в статье была определена на основе спутникового позиционирования.
Андрей. 1. Советую Вам разобраться с матчастью более-менее современных автомобилей, и устройством их систем измерения скорости. 2. Колебания давления в шине как высота протектора на радиус качения колеса, а следовательно и на измерение скорости, влияют очень незначительно. 3. Став счастливым обладателем любого спутникового автомобильного навигатора вы получите возможность сравнить погрешность своего спидометра с данными из системы позиционирования и не будете писать о его огромных погрешностях.
>>Вероятность гибели пешехода в ДТП увеличивается с ростом скорости столкновения. Расследования показали, что при столкновении с пешеходом на скорости 30 км/ч 90% пешеходов выживают, в то время как столкновения на скорости 50 км/ч приводят к гибели 80% пешеходов.
тут точно километры в час, а не мили в час?
Абсолютно. Откуда сомнения?
Общая логика всех подобных стенаний сводится к тому, что раз самолёты падают и разбиваются со смертельным исходом для всех пассажиров, то их нужно запретить! Тогда-де и жертв не будет, и экология сразу улучшится. А то слишком быстро летают!
Вот и у Вас вся панацея — снижение скорости до гужевого транспорта. Тогда-де и жертв на дорогах не будет и ДТП станут редкостью.
Поезда тоже сбивают немало пешеходов, их скорость, следуя Вашей логике, тоже нужно ограничить сорока километрами, или даже тридцатью — ведь тогда больше людей в живых останется.
Надеюсь, что идиотизм этого даже Вам очевиден.
Я нередко езжу по горьковской трассе — это единственная дорога на восток, поэтому она перегружена. Как и большинство наших дорог она во множестве идет через населёнку, причём населённые пункты нередко тянутся вдоль дороги на многие километры. Вы представляете, что будет если там ввести ограничение 40 км, за которое Вы ратуете?
А Вам не кажется, что гораздо эфективнее понастроить подземных переходов и поставить ограждение, например шумовые экраны, не позволяющие перебегать дорогу, где попало? — вот за что надо ратовать!
Вы бы провели опрос водителей: кто захочет таскаться по дорогам на скорости 40 км за ради безопасности? — думаю, что результат очевиден.
И незачем всё на Запад умиляться — всю их Францию или Германию можно пересечь за день и при этом не вымотаться до крайности. А Вы попробуйте за день доехать из Москвы до Нижнего, тем более до Казани, — мало не покажется!
Да и в крупных городах можно немало сделать, чтобы и скорость была приличной и пешеходы не страдали. Особенно, если с умом.
А то вот у нас на пересечении Мичуринского с Аминьевским построили (наконец!) эстакаду — казалось бы хорошо! Но прямо у въезда на эту эстакаду устроили наземный переход. Не будет ничего удивительного если на нём кого-нибудь собьют. А потом обязательно найдутся такие …, которые станут ратовать за ограничение скорости ради безопасности. И незачем было эстакаду строить: надо было просто понаставить везде 40 км — и все дела!
Случаи, в которых невозможно определение тяжести причиненного вреда здоровью вследствие имеющихся телесных повреждений
В ряде случаев, по вполне объективным причинам, судебно-медицинская экспертиза по определению тяжести нанесенного вреда не может быть проведена. Это происходит в следующих ситуациях:
- Потерпевшему невозможно поставить достоверный диагноз повреждения или заболевания из-за неясного характера клинической картины или недостаточно полно проведенных клинических и лабораторных исследований.
- Если потерпевший отказался от прохождения дополнительных обследований или не появился на повторном осмотре, что препятствует правильной оценке экспертом характера нанесенного вреда здоровью потерпевшего.
- Отсутствует часть документов, необходимых для определения тяжести вреда здоровью. Например, если нет результатов дополнительных анализов.
Виды степеней
Наказать виновника и помочь пострадавшему можно после определения тяжести вреда. Виновное лицо может понести как административную, так и к уголовную ответственность.
Легкий вред
Причинение легкого вреда здоровью при ДТП — наименее безболезненный вариант для всех. Согласно КоАП РФ ст. 12.24, легкий вред — это недолгое нарушение здоровья и кратковременная потеря трудоспособности.
Основные признаки легкого вреда:
- легкое сотрясение мозга;
- потеря способности работать от 1 до 20 суток;
- сбои в работе работе органов и систем организма продолжительностью до 3 недель.
Вред средней тяжести
Причинение вреда средней тяжести при ДТП регламентируется той же статьей КоАП РФ. Это более высокий уровень травм и повреждений. За эти правонарушения водитель наказывается штрафом или лишением права на вождение.
Признаками этой степени повреждения являются:
- продолжительное, но не представляющее большой опасности для здоровья, нарушение здоровья, более 21 дня;
- длительная потеря трудоспособности на 1/3 часть;
- сотрясение головного мозга средней степени.
Тяжкий вред
Причинение тяжкого вреда здоровью при ДТП регулируется УК РФ ст. 264. Он характеризуется тем, что создает непосредственную угрозу для жизни, а также вред здоровью, что вызывает развитие угрожающего для жизни состояния.
Основными признаками является:
- внутричерепная травма;
- закрытое повреждение органов;
- двухсторонние переломы в большом количестве;
- повреждение крупных кровеносных сосудов;
- ожоги 3-4 степени термические, химические, электрические.
Опасный вред, который вызывает расстройство жизненно важных функций, тоже принадлежит к данной степени. Такое состояние не может быть компенсировано самостоятельно и часто заканчивается летальным исходом:
- шок 3-4 степени;
- кома 3-4 степени;
- большая потеря крови и подобное.
К тяжелому вреду для здоровья приравнивается:
- потеря органа, зрения, слуха, речи;
- психическое расстройство;
- неисправимое обезображивание лица и прочее.
За такие правонарушения, виновного водителя ожидает административная ответственность, как минимум. Ее не избежать.
Она наступает в любом случае, независимо от того, какие действия предпринял водитель. Например, оказал помощь потерпевшему в материальном плане или доставил его в больницу.
Административное производство возбуждается, даже если потерпевший не предъявляет претензий к водителю. Так как в данной ситуации рассматривается факт причинения вреда здоровью в результате случившейся аварии на дороге.
В соответствии с уголовным кодексам, за причинение тяжкого вреда здоровью или летальный исход, водителю грозит лишение прав и лишение свободы на, установленный судом, срок.
Что грозит за причинение тяжкого вреда
Наказание за ДТП с тяжкими телесными повреждениями по статье 264 УК РФ зависит не только от состояния пострадавшего, но и от того, как вел себя зачинщик аварии, учитываются смягчающие и отягчающие наказание обстоятельства. Если пострадала беременная женщина такое обстоятельство не сыграет на руку виновнику, а если он будет оказывать различную помощь потерпевшему для его скорейшего выздоровления плюсом.
На сегодняшний день в судебной практике статья о причинении тяжкого вреда здоровью при ДТП различает нарушение правил дорожного движения:
Нарушение, повлекшее по неосторожности смерть человека | наказывается принудительными работами на срок до 4 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет либо лишением свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет. |
Нарушение лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть человека | наказывается лишением свободы на срок от 2 до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет. |
Нарушение лицом, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц | наказывается принудительными работами на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет либо лишением свободы на срок до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет. |
Нарушение лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц | наказывается лишением свободы на срок от 4 до 9 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет. |
Как определяется размер компенсации
Размер компенсации определяется судом, и рассчитывается с учётом следующих статей расходов потерпевшей стороны:
- Оплата лечения.
- Оплата проезда к месту лечения или обследования.
- Оплата других платных услуг, которые направлены на восстановление после получения травм.
При расчёте суммы компенсации учитываются только актуальные на данный момент расценки на медицинские услуги. Таким же образом рассчитываются суммы, необходимые для оплаты транспортных расходов.
Если потерпевшей стороной заявлено взыскание морального вреда, то к указанным выше расчётам, прибавляется дополнительная сумма, величина которой зависит от степени полученных физических и нравственных страданий потерпевшей стороной.
Про оценку стоимости ремонта автомобиля после ДТП читайте здесь.
Смягчающие обстоятельства
Смягчающими наказание ситуациями для обвиняемого являются:
- Преступления средней тяжести по неосторожности в первый раз, наибольший срок наказания за который превышает 3 года лишения свободы, ввиду случайных стечений обстоятельств.
- Несовершеннолетие обвиняемого.
- Если у подозреваемого человека есть маленькие дети.
- Преступные действия ввиду психологического принуждения, в силу финансовой и служебной зависимости от другого человека.
- Преступления, при которых превышены действия по необходимой обороне, правомерность задержания виновного лица, исполнения приказа и распоряжения.
- Противоправное и аморальное поведение потерпевших лиц, спровоцировавших ДТП.
- Явка с повинной, способствование успешному ходу следствия, розыску похищенного имущества (активное сотрудничество со следователем).
- Оказание потерпевшим медицинской и другой помощи, добровольное возмещение материального и морального вреда семьям погибших.
Смягчающие обстоятельства позволяют снизить тюремный срок по правилам УК РФ – ст. 62. Список обстоятельств открытый. Суд самостоятельно вправе учитывать обстоятельства, которые свидетельствуют о возможности смягчить виновному человеку наказание.
Условный срок сам по себе не считается следствием наличия в действиях обвиняемого (подсудимого) признаков, смягчающих его вину. Он возможен в случае, если осужденному вынесено наказание, не превышающее 8 лет тюремного срока, и суд полагает, что его исправление возможно «на воле».
Оказываем первую доврачебную помощь
При аварии не рекомендуется перемещать пострадавших до прибытия бригады скорой помощи, так как это может усугубить тяжесть полученных травм. Однако в каждом правиле есть исключения. На заметку как правильно вызвать скорую помощь Вы можете прочитать в нашей статье.
Существует 2 способа извлечения из искореженного транспортного средства травмированного человека:
- не фиксируя рукой область шеи;
- фиксируя ее.
В первом варианте для удобства немного поверните пассажира к себе спиной. Легче это сделать, придерживая его за пояс. Просуньте руки подмышки, и возьмите человека за предплечье одной руки. Вытаскивайте осторожно из салона.
Во втором случае нужно выполнить действия указанные выше, но только рукой, которая находится ближе к согнутому локтю травмированного человека, взять его за подбородок и зафиксировать, прижав голову к своей груди. Необходимо переместить пострадавшего на безопасное и ровное место. Дождаться медицинской помощи.