Avtosfera76.ru

Авто Сфера №76
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Порядок определения и установления виновника ДТП

Пункт 2.5 Правил дорожного движения гласит, что сразу после совершения ДТП водитель должен остановить транспортное средство, включить «аварийку», выставить знак аварийной остановки и вызвать инспекторов ГИБДД. В ином случае, согласно статье 12.27 Кодекса административных правонарушений ему грозит штраф в размере 1 000 рублей. Если же водитель и вовсе покинул место ДТП, ему грозит административный арест на срок до 15 суток или лишение водительских прав до 1,5 лет. По прибытии на место дорожно-транспортного происшествия сотрудники ГИБДД:

  1. Составляют схему дорожно-транспортного происшествия.
  2. Фиксируют положение транспортных средств после столкновения и описывают нанесенные каждому из автомобилей повреждения.
  3. Опрашивают водителей и свидетелей при их наличии.
  4. Фиксируют иные особенности аварии при их наличии.

На основании проведенного расследования сотрудники ГИБДД выдают постановление о нарушении правил дорожного движения одним или несколькими водителями (пешеходами). В соответствии с данным постановлением на ответственных лиц будет наложен штраф согласно Кодексу административных правонарушений. Это же постановление будет являться основанием для признания указанных лиц виновниками дорожно-транспортного происшествия. Но пока виновник не согласится с данным постановлением его вина не будет официально признана, что служит поводом для передачи дела в суд.

Если вины никого из водителей нет, сотрудниками ГИБДД на основании статьи 24.5 КоАП РФ выдается справка об отказе в возбуждении дела ввиду отсутствия ответственных лиц. Если же в силу определенных причин вину установить не удается, сотрудники ГИБДД указывают в документах, что «Водители (свидетели) дают противоречивые показания». В таком случае дело о ДТП в обязательном порядке передается в суд для дальнейшего разбирательства.

Кто уполномочен на установление виновника ДТП

В Интернете часто можно встретить мнение, что виновника ДТП устанавливает только суд. Это не совсем верная информация. В гражданском судопроизводстве возможность подачи самостоятельного иска или заявления об установлении виновника аварии или степени вины того или иного лица отсутствует. Это прямо закреплено Постановлением Пленума ВС РФ от 29.01.2015 г. № 2 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Поэтому установление виновника ДТП входит в обязанности сотрудников ГИБДД. Прежде всего, о наличии вины свидетельствует привлечение соответствующего лица к административной ответственности за нарушение Правил дорожного движения по той или иной статье Кодекса об административных правонарушениях.

В ситуации, когда водитель попал в ДТП, он обязан предпринять ряд мер для оформления аварии. Участники происшествия могут составить европротокол. Но такая возможность напрямую зависит (кроме других факторов, о которых мы проинформировали в соответствующей статье) от отсутствия между водителями разногласий по поводу того, кто виноват в аварии. То есть при оформлении аварии самостоятельно путем заполнения извещения о ДТП в идеале проблем с получением страховой выплаты возникнуть не должно. И это единственный случай, когда участники аварии могут сами договориться и решить, кто же виноват в происшествии.

Стандартная процедура предполагает обращение к сотрудникам ГИБДД. И здесь могут возникнуть сложности. Не все действия водителя, которые привели к дорожно-транспортному происшествию, являются нарушением ПДД. Значит, на руки будет выдано определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. Что делать дальше?

Какие документы и кому теперь выдает инспектор?

Если прежде справку о ДТП получал каждый участник происшествия и в ней были сведения обо всех других участниках, включая прямое указание на тех, кто именно нарушил Правила дорожного движения, то протокол об административном правонарушении (так же как и постановление), по сути, адресован только водителю-виновнику. Все остальные «действующие лица» ДТП тоже имеют право получить копии документов, но для этого сами должны обратиться к инспектору.

Читать еще:  Правильное оформление европротокола о ДТП

В Москве и в регионах ГИБДД уже выдает протоколы и постановления об административном правонарушении, заполненные по новым правилам. На них в графе «Обстоятельства» или в приложенной специальной форме указаны дополнительные сведения, которые условно можно разделить на четыре группы:

а) имена и даты рождения всех участников ДТП;

б) данные обо всех транспортных средствах;

в) номера полисов ОСАГО и названия страховых компаний;

г) описание повреждений.

Однако спектр информации в упраздненной справке о ДТП был несравнимо шире: там в отдельных графах указывались данные о VIN-кодах автомобилей, координаты места аварии, телефоны участников и результаты медицинского освидетельствования. При этом в РСА нам ответили, что в случае оформления процессуальных документов сотрудниками полиции необходимо настаивать на том, что эти документы должны содержать сведения о:

— транспортных средствах всех участников ДТП (марки, модели, государственные регистрационные знаки, VIN-коды);

— ФИО водителей — участников ДТП с указанием места жительства и даты рождения;

— ФИО собственников транспортных средств участников ДТП;

— страховых полисах ОСАГО участников ДТП (серия, номер, наименование страховщика);

— нарушениях Правил дорожного движения со стороны участников ДТП;

— направлении участников ДТП на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

Хотя что значит настаивать? Понятно, что если инспектор не горит желанием вносить в документы все эти данные, то способов заставить его это сделать у водителя почти нет. Необходимо брать дело в свои руки, а единственным документом, который может содержать всю эту информацию, отныне остается извещение о ДТП.

Как не лишиться свободы на 15 лет

Фото Дмитрия Калиновского/Фотобанк Лори

Мировое сообщество совершенно не случайно озаботилось этой проблемой. По данным доклада Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) о состоянии безопасности дорожного движения 2008 года, более 1,2 миллиона человек ежегодно погибает в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) и еще, по разным подсчетам, от 20 до 50 миллионов получает травмы. Почти половина случаев смерти в результате ДТП приходилась на долю пешеходов, велосипедистов и мотоциклистов.

С тех пор ситуация ухудшилась. В 2019 году на дорогах планеты погибло уже более 1,4 миллиона человек…

Такова печальная статистика, и Россия здесь не исключение. В прошлом году каждый день на всей территории нашей страны происходило 450 аварий, в которых погибали 46 человек и 577 получали травмы.

И хотя в 2019 году отмечалось снижение количества ДТП по сравнению с 2018-м, причины аварий с печальным исходом остаются прежними, отмечают сотрудники ГИБДД. Причем нарушают все участники дорожного движения. Среди водителей наиболее распространен, в частности, неправильный выбор дистанции, несоблюдение очередности при проезде перекрестков, нарушение правил проезда пешеходных переходов, выезд на полосу встречного движения, несоответствие скорости конкретным условиям движения, нарушение требований сигнала светофора, превышение скорости движения, нарушение правил обгона, управление в состоянии алкогольного опьянения.

Не отстают и пешеходы. На их счету каждое десятое ДТП. Причины: переход дороги в неустановленном месте или на запрещающий сигнал светофора, движение по обочине с правой стороны, несоблюдение требований безопасности при переходе, переход дороги без учета погодных условий.

Более 48 тысяч происшествий, в результате чего погибло почти четыре с половиной тысячи человек и пострадало еще более 60 тысяч, произошло из-за неудовлетворительных дорожных условий: отсутствия или плохой различимости горизонтальной разметки проезжей части, недостатков содержания или отсутствия пешеходных ограждений, неправильного применения либо плохой видимости дорожных знаков. А это уже вина дорожных служб.

Наказание

По данным ВОЗ, Россия по количеству погибших на дорогах находится на 72-м месте из 175 стран, участвовавших в исследованиях. Но как бы ни снижались цифры умерших и получивших увечья и травмы в ДТП, данные все равно ужасающие. Что же ждет виновника ДТП, в котором зафиксированы травмы или смерть потерпевших?

Читать еще:  Автотовароведческая экспертиза после ДТП

Естественно, степень вины и меру наказания определяет суд, руководствуясь нормами статьи 264 Уголовного кодекса РФ. Но каждому виновнику ДТП необходимо помнить: уголовная ответственность наступает только тогда, когда в результате аварии ее участники получили средние и тяжелые повреждения или кто-то погиб.

Так, если водитель любого механического транспортного средства (ТС) нарушил ПДД или правила его эксплуатации, что привело по неосторожности к причинению тяжкого вреда здоровью человека, его ждет ограничение свободы на срок до трех лет, либо принудительные работы на срок до двух лет, либо арест на срок до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до двух лет.

Наказание может оказаться гораздо жестче, если виновник ДТП был пьян или покинул место аварии: принудительные работы на срок до пяти лет либо лишение свободы на срок от трех до семи лет.

Если же зафиксирована смерть человека, виновник аварии наказывается принудительными работами на срок до четырех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет.

Если зафиксировано опьянение или побег с места ДТП, то виновник может лишиться свободы на срок от пяти до двенадцати лет.

Еще жестче наказание, если в ДТП погибло двое или большее количество участников дорожного происшествия: принудительные работы на срок до пяти лет либо лишение свободы на срок до семи лет.

Опьянение или оставление места преступления грозят виновнику лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.

Во всех перечисленных случаях закон предусматривает лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Стоит добавить, что в Уголовном кодексе РФ есть статья 266 «Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями».

По данным ГИБДД, доля аварий из-за эксплуатации технически неисправных ТС является весьма значительной. В 2019 году таковых зарегистрировано 6734, в них погибли 1107 человек и ранены 9789.

Наказания здесь тоже внушительные: штраф в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух либо ограничение свободы на срок до трех лет, либо принудительные работы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо арест на срок до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до двух лет.

В случае смерти человека или сразу нескольких виновный может быть наказан принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет.

Зарубежный опыт

Разработка и эффективное соблюдение законодательства имеют важнейшее значение для наведения порядка в сфере безопасности дорожного движения, считают во Всемирной организации здравоохранения. Но каждая страна выстраивает правовое поле в этой области по-своему. И, судя по всему, наказание при ДТП с жертвами или смертельным исходом в России — одно из самых мягких в мире.

В Китае, например, при особо тяжких происшествиях их виновник может поплатиться своей жизнью — там предусматривается смертная казнь.

Во Франции, если ДТП, совершенное водителем в состоянии опьянения, имело тяжелые последствия, штраф может достигать 150 тысяч евро и это помимо тюремного срока от десяти лет.

В Германии водитель, совершивший ДТП со смертельным исходом, может попасть за решетку пожизненно, а машину квалифицируют как орудие убийства.

Читать еще:  Виновник ДТП без ОСАГО что делать пострадавшему?

В США квалификация причинения смерти человеку в результате ДТП может отличаться в зависимости от конкретного штата. Например, в Нью-Йорке причинение смерти человеку из-за грубого нарушения правил дорожного движения может быть приравнено к тяжкому убийству второй степени, а в Калифорнии такое деяние может быть квалифицировано как непреднамеренное убийство.

Сколько стоит ОСАГО

Цена полиса ОСАГО складывается из базового тарифа и различных коэффициентов. При этом учитываются:

  1. тип транспортного средства — грузовое или легковое;
  2. кто собственник — физическое или юридическое лицо;
  3. регион;
  4. возраст и водительский стаж водителя.

На тариф также влияют мощность машины, количество аварий, в которых был виноват покупатель полиса, и другие факторы. Подробнее о том, как формируется стоимость полиса и как можно проверить правильность расчета самостоятельно, можно прочитать в статье «Как рассчитывают цену полиса ОСАГО».

Быть аккуратным водителем выгодно. За каждый год безаварийной езды положена скидка — 5%, ее максимальный размер может составить 50%. Точный размер вашей персональной скидки — коэффициент «бонус-малус» (КБМ) — можно посмотреть на сайте РСА.

Можно ли рассчитывать на страховку без установления виновника

Автомобилисты часто задают один и тот же вопрос: можно ли рассчитывать на выплаты ОСАГО и КАСКО, если степень вины в ДТП не установлена ни для одного из участников происшествия. Прежде всего проясним ситуацию, что это за полисы и чем они между собой отличаются:

  • ОСАГО является обязательным страховым полисом, который должен быть у каждого автовладельца. Так люди страхуют свою ответственность за вероятное причинение ущерба другим участникам движения. При авариях причиняемый ущерб пострадавшим компенсирует страховая компания, у которой у виновника аварии заключен договорю
  • КАСКО – это добровольное страхование автомобиля от хищения, повреждений и порчи. При ДТП за все механические повреждения транспортного средства владелец получает компенсацию от страховой компании, с которой был заключен договор. Не важно, виновен он в аварии или нет.

Главным отличием полиса ОСАГО от КАСКО является то, что при невозможности установления вины одного из водителей аварии, получить пострадавшей стороне компенсацию за полученный ущерб не удастся, так как будет отсутствовать основное условие для выплат.

Однако вы имеете право побороться в такой ситуации, поэтому не спешите отказываться от законных гражданских прав получить возмещение. Обращайтесь в суд с исковым заявлением и ходатайством о дополнительной судебной экспертизе, в ходе которой будет определен виновник ДТП. Суд назначит техническую экспертизу с учетом обстоятельств, которая включает целый спектр процедур:

  • Автодорожная экспертиза, призванная определить состояние дорожного полотна, способного привести к ДТП.
  • Трасологическая экспертиза для определения причины и виновника по следам на дороге и повреждениям автомобиля.
  • Автотовароведческая экспертиза, определяющая реальный размер и сумму нанесенного ущерба в результате ДТП.

Пострадавшие имеют право получить страховку или восстановить поврежденную машину бесплатно, если есть полис КАСКО, независимо от наличия/отсутствия виновной стороны. Главное, чтобы причина аварии попадала под страховые случаи, детально оговоренные в договоре.

Страховая выплата

После ДТП потерпевший подаёт заявление на получение возмещения и надлежащий пакет документов в страховую компанию в течение 5 рабочих дней. По полученному у страховщика направлению необходимо пройти техническую экспертизу повреждений автомобиля. После рассмотрения предоставленной документации и по результатам проведенного осмотра страховщик произведёт выплату или направит автомобиль на ремонт. При наличии объективных причин для отказа в выплате страховая компания в двадцатидневный срок отправит клиенту соответствующее уведомление.

Если вы не знаете, что делать в трудной ситуации, и возникает больше вопросов, чем ответов, обращайтесь к консультантам компании «АльфаСтрахование» за разъяснениями по телефону 8 (800) 333-0-999.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector