Куда подавать иск при ДТП? - Авто Сфера №76
Avtosfera76.ru

Авто Сфера №76
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что делать при ДТП и на кого подавать в суд

Итак, вы попали в аварию. Сразу же остановитесь, не создавая при этом помех другим участникам дорожного движения. Ни в коем случае не скрывайтесь с места ДТП — в отношении вас возбудят производство по статье 12.27 КоАП РФ, объявят вас в розыск, а впоследствии применят административное или уголовное наказание.

Остановившись, уточните, нет ли пострадавших и погибших. Если здоровью людей причинён ущерб, вы обязаны оказать пострадавшим первую медицинскую помощь и вызвать медиков на место происшествия.

Выставьте знак аварийной остановки и включите на автомобиле аварийную сигнализацию.

Зафиксируйте картину ДТП, используя средства фото- и видеофиксации. Нарисуйте схему происшествия, отразив на ней дороги, здания, пешеходные переходы, перекрёстки и другие объекты дорожной инфраструктуры.

Дальнейшие действия зависят от того, есть ли пострадавшие в результате аварии. Если их нет, при этом в ДТП участвовали лишь два автомобиля, и оба лица, управлявших транспортными средствами, имеют действующие полисы ОСАГО, сотрудников ГИБДД на место происшествия можно не вызывать. В этой ситуации применяется упрощённое оформление ДТП — так называемый европротокол . Необходимо заполнить бланк (их выдают страховые компании) и зарегистрировать происшествие в мобильном приложении «ДТП. Европротокол» . После этого вы сможете покинуть место аварии. Заполненный бланк европротокола нужно будет в течение пяти рабочих дней передать в страховую компанию.

Нередко участникам ДТП удаётся урегулировать все вопросы на месте и мирно разъехаться. Современное законодательство допускает такую возможность — оно не обязывает обращаться в полицию при отсутствии взаимных претензий. Рекомендуем обменяться расписками , в которых нужно зафиксировать, что требований и претензий нет.

Применение европротокола исключается, если есть пострадавшие в ДТП и/или в аварии участвовали больше двух автомобилей. Возникает обязанность вызвать на место происшествия сотрудников ГИБДД, которые займутся документальным оформлением аварии.

В дальнейшем вам может понадобиться профессиональная юридическая консультация по автомобильным вопросам — и вы сможете получить её, воспользовавшись услугами наших юристов.

В каких случаях к виновнику ДТП может быть предъявлен судебный иск

Если все участники аварии застрахованы, то компенсацию выплатят страховщики виновника и пострадавшие без денег не останутся. Но в некоторых ситуациях страховщики платить или не обязаны, или сделают это по минимуму. И во тут-то заплатить будет обязан виновник ДТП. Вот эти ситуации:

  • Когда размер полученного урона превышает предельный размер страховых выплат (на сегодняшний день он составляет 400 000 рублей). Поясним: после аварии независимый эксперт насчитал пострадавшему повреждений на сумму, скажем, в 500 000 рублей. 400 000 из них выплатят страховщики виновника ДТП, а вот остальное придётся доплатить автосервису или самому пострадавшему, или подать в суд на виновника ДТП и получить недостающие 100 000 с него.
  • Если виновник аварии страхового полиса не имеет (не важно, нет его вообще или он просрочен).
  • Если в аварии участвовало больше двух автомобилей, то предельного размера компенсации обычно на всех не хватает. Тут разницу всем доплачивает опять же, виновник ДТП.
  • Если пострадавший желает возместить моральный вред (ни ОСАГО, ни КАСКО не покрывают его).
  • Возмещение упущенной выгоды (тут также страховка не поможет, возможно только подать в суд на виновника ДТП).
  • Если в результате аварии пострадавший получил травмы, а страховой компенсации на полноценное лечение не хватило.
  • Если ваш случай не попадает в разряд страхового (автомобиль повредили, к примеру, на стоянке).

Внимание! При подсчёте размера компенсации, взыскиваемой с виновника ДТП, её размер берётся, учитывая величину износа машины. Также попытки улучшить свой автомобиль за счёт виновника ДТП могут быть признаны мошенничеством и подпадают под статьи УК.

В случаях, когда размер ущерба меньше предельного размера компенсации, но страховая существенно занизила размер страховой компенсации, предъявлять претензии к виновнику аварии неправомерно, надо разбираться именно со страховщиками.

Если в ДТП отсутствует пострадавший

В этом случае все в итоге должно сводиться к компенсации расходов на восстановительный ремонт.

Как правило, при этом учитываются только износ авто и утрата товарного вида, которые определяются в соответствии с единой методикой (такая правовая позиция изложена в п. 19 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утв. президиумом ВС РФ 22.06.2016).

Определить их можно по результатам экспертизы суммы ущерба.

Заявлять исковые требования необходимо в форме взыскания денежных средств, уплаченных истцом в качестве затрат:

  • на запчасти;
  • оплату работы, связанной с ремонтом авто и восстановлением его товарного вида;
  • экспертную оценку.

Необходимо помнить, что требовать компенсации вреда можно не только от страховщика причинителя вреда. В ряде случаев страховщик может быть ответчиком, если им было застраховано лицо, которому причинен вред (прямое возмещение убытков, ст. 14.1 закона № 40-ФЗ).

Без полиса: кто возместит ущерб при ДТП

Какие полисы являются недействительными и поддельными

Полис ОСАГО — это договор между водителем и страховой компанией, по условиям которого страховщик выплачивает возмещение при причинении вреда жизни, здоровью, имуществу, которое возникло при использовании авто. Страховая компания выдает полисы ОСАГО в печатном или электронном виде. Каждому полису присваивается уникальный номер и QR-код.

Читать еще:  При ДТП нет страховки у потерпевшего

Полис ОСАГО не нужен для владельцев транспорта, скорость которых не превышает 20 км/ч, не имеющего колес, а также иностранным перевозчикам (если они застрахованы за границей).

К недействительным относятся полисы ОСАГО, которые:

выданы без уникального номера или оформлены не на официальном сайте страховщика;

такой же полис есть у другого водителя, который получил его раньше;

полис оформлен после отзыва или приостановлении действия лицензии страховщика;

выданы на испорченных, утерянных или похищенных у страховщика бланках;

выданы на старых бланках, использование которых не продлено.

Подделывают полисы ОСАГО по-разному: кто-то изменяет дату выдачи и период действия документа, подпись на нем или гербовую печать. Так, в Воронеже автолюбитель переписал ручкой срок страховки, а в Волгограде злоумышленник оформил полис на мототехнику, затем в фотошопе изменил сведения о водителе и авто.

Юрист «Европейской Юридической Службы» Евгений Иванов поясняет, что в такой ситуации необходимо подать заявление в полицию, поскольку в действиях менеджера имеются признаки преступления по ст. 327 УК («Подделка, изготовление или оборот поддельных документов, штампов, печатей или бланков»). В рамках проверки будет установлен виновник, добавляет эксперт: «Затем вы вправе предъявить гражданский иск о взыскании материального и морального вреда к причинителю ущерба».

Как проверить действительность страховки

Автовладельцу необходимо ввести серию и номер полиса ОСАГО на сайте Российского союза автостраховщиков (РСА). Помимо действительности полиса водитель узнает, принадлежит ли документ страховщику и какой договор ОСАГО он заключал. Также можно проверить страховку через QR-код или сравнить по характеристикам подлинного полиса.

Основные признаки действительного полиса ОСАГО

Какое наказание грозит за недействительный полис

Если водитель ездит с недействующей страховкой, то получит штраф 800 руб. по ч. 2 ст. 12.37 КоАП («Несоблюдение требований об ОСАГО»). Если полис подложный, то автовладельцу грозит уголовная ответственность по ч. 1,5 ст. 327 УК («Подделка, изготовление или оборот поддельных документов, штампов, печатей или бланков»):

за подделку страховки или изготовление подложных бланков для использования или сбыта;

использование заведомо ложного полиса ОСАГО.

Если водитель обнаружил, что полис является фиктивным, то ему необходимо написать заявление в полицию, чтобы изготовителей незаконной продукции нашли и привлекли к уголовной ответственности.

Кто будет выплачивать возмещение при отсутствии страховки, поддельном полисе

Вред здоровью после аварии возмещается Российским союзом автостраховщиков независимо от наличия и действительности полиса ОСАГО.

Виновник даже может быть не установлен или скрыться с места ДТП, а потерпевшие получат компенсацию. Но затем РСА будет взыскивать эти деньги с виновника происшествия.

Если при аварии никто из людей не пострадал, а ущерб был причинен только имуществу, то расходы будет компенсировать виновник. Но если водитель ехал на служебной машине по рабочим делам и попал в ДТП, то придется платить работодателю.

Если при ДТП причинили только вред имуществу, то расходы возместит виновник или его работодатель, если авария произошла, когда сотрудни исполнял трудовые обязанности.

Юрист «Европейской Юридической Службы» Евгений Иванов поясняет, что можно обратиться к виновнику ДТП для возмещения вреда даже в том случае, если автомобиль продан. Денежная сумма от продажи не влияет на размер ущерба, отмечает эксперт: «Если после ДТП вы продали авто без оценки, то в суде доказать убытки будет сложно».

Определяем ущерб, затем договариваемся с виновником

Сначала нужно рассчитать сумму вреда, причиненного автомобилю после ДТП. Это делает независимый эксперт. Он подготовит отчет, в котором укажет сумму ремонта авто. Помимо денег на ремонт автовладелец может взыскать с виновника аварии расходы на проведение экспертизы, эвакуацию машины и ее хранение, доставку пострадавшего в больницу, проезд на общественном транспорте к месту нахождения авто или эксперта.

Потерпевший вправе требовать возмещение реального ущерба, в том числе, утрату товарной стоимости авто.

После оценки потерпевший просит другого участника ДТП заплатить за ремонт добровольно. Для этого он вручает претензию лично или направляет её по почте. Когда виновник согласен возместить ущерб, стороны заключают соглашение, в котором определяют размер выплат и порядок их перечисления. Если отказывается, то автовладелец может обратиться в суд.

Подаем иск в суд

Потерпевший вправе требовать выплаты ущерба имуществу с виновника через суд в течение трех лет с момента, когда узнал о своем нарушенном праве. Иск о возмещении вреда здоровью не ограничивают по времени. Но компенсация будет взыскана только в счет расходов за последние три года.

Иск подается в суд по месту жительства виновника ДТП. Заявление о возмещении вреда здоровью может быть подано по месту жительства потерпевшего или причинении ему вреда. Если сумма ущерба не превышает 50 000 руб., то дело рассмотрит мировой судья, в остальных случаях — районный суд.

В исковом заявлении необходимо описать обстоятельства ДТП, повреждения автомобиля, в какой части ущерб не был возмещен, сведения о попытке разрешить спор до суда, требование о возмещении ущерба с его размером. Также истцу следует обратить внимание на отсутствие страховки у виновника или наличие недействительного/подложного полиса.

Читать еще:  Скрытые повреждения при ДТП ОСАГО

Кроме этого, к иску следует приложить:

схему ДТП, объяснения очевидцев, протокол об административном правонарушении по водителю без страховки и др.;

документы на автомобиль (свидетельство о госрегистрации, паспорт транспортного средства);

отчет эксперта об оценке ущерба;

досудебное соглашение, претензию или иные документы, подтверждающие, что истец пытался урегулировать спор до суда;

квитанцию об оплате госпошлины;

уведомление о вручении копии иска с приложением другим участникам процесса (ответчику, третьим лицам).

Судебное разбирательство длится, как правило, два месяца. Решение суда вступит в силу через месяц, если его никто не обжалует. В противном случае решение вступит в силу незамедлительно после рассмотрения жалобы вышестоящим судом.

Юрист «Европейской Юридической Службы» Евгений Иванов говорит, что следует обжаловать решение суда в апелляционной инстанции, ссылаясь на то, что выплаченные суммы не являются неосновательным обогащением. Эксперт утверждает: «Страховая компания перед возмещением признала аварию страховым случаем, проверила и подтвердила факт заключения между виновником ДТП и страховщиком договора ОСАГО, действовавшего на дату ДТП, поэтому она не может требовать возврата выплат как неосновательного обогащения».

Обращаемся к судебным приставам

После вступления решения суда в законную силу водителю нужно получить исполнительный лист в суде и направить его приставу. Тот возбудит исполнительное производство. В ходе исполнения пристав может наложить арест на имущество или денежные средства должника, взыскать деньги с банковских карт или других источников дохода и даже запретить выезд виновнику за границу.

Если приставу не удастся взыскать деньги, то он окончит исполнительное производство. Только через 6 месяцев после такого решения автовладелец сможет возобновить исполнение.

*Вопросы найдены на автомобильных форумах и сайтах.

Какое наказание грозит виновнику аварии за оставление места ДТП?

Покидая место ДТП, водитель совершает административное правонарушение, за которое может быть наказан лишением прав на управление автомобилем на 1-1,5 года или арестом на срок до 15 суток (пункт 2 статьи 12.27 КоАП РФ).

Если авария носит уголовный характер, то есть в ней пострадали или погибли люди, оставление места ДТП считается отягчающим обстоятельством, увеличивающим срок лишения свободы и ужесточающим другие санкции.

То яма, то канава: ищем справедливость после ДТП с ямой

Представьте: вы едете на работу или на прогулку. В хорошем настроении, получаете удовольствие от вождения, но идиллию разрушает она — выбоина. Не успев сбросить скорость, вы понимаете, что автомобиль попал в яму колесом.

Удар, раздается громкий стук, от которого все внутри замирает. Ощутив биение в педаль, вы останавливаетесь, выходите из авто и видите удручающее зрелище: колесный диск погнулся, а на резине вылезла грыжа или вовсе появился разрыв корда. И это еще не ясно, пострадала ли подвеска! Нужно искать шиномонтаж, править диск и чинить, а то и покупать покрышку.

Что же делать? Ответ — привлечь дорожников к ответственности! Но не каждый знает, что делать, если пробил колесо в яме. Расскажем, куда обращаться и как надолго может затянуться процесс.

Что делать сразу?

Попадание в выбоину и колею — это дорожно-транспортное происшествие. Значит, алгоритм действий в этом случае должен быть, как при аварии:

остановитесь и включите аварийку;

выставьте знак аварийной остановки;

позвоните в дежурную часть, сообщите о дорожном инциденте, расскажите, где и при каких условиях произошло ДТП;

сфотографируйте место происшествия с привязкой к местности: яму, ближайшие объекты, состояние дорожного полотна, расположение автомобиля на дороге, повреждения;

если есть возможность, самостоятельно измерьте ширину, длину и глубину ямы и зафиксируйте эти данные на снимке или сфотографируйте выбоину в сравнении с предметом распространенного размера, например, пластиковой картой;

дождитесь инспектора ГИБДД и оформите справку о дорожно-транспортном происшествии.

Сотрудник полиции должен определить, что вы не нарушали ПДД, измерить яму, а также зафиксировать все видимые повреждения автомобиля. Если дорожный дефект скрыт под слоем воды, попросите инспектора отметить в обстоятельствах ДТП наличие лужи. Все это инспектор указывает в справке о дорожно-транспортном происшествии.

После оформления аварии потребуется съездить в ГИБДД и забрать определение об отказе в возбуждении дела об административном нарушении. Этот документ означает, что госавтоинспекция не имеет к вам претензий.

Кто виноват и куда обращаться?

Полис ОСАГО не возмещает подобные убытки, а каско с полным покрытием есть не у всех. Давайте разбираться.

Любая дорога, будь это загородное шоссе или узкая городская улочка, имеет балансодержателя. Это организация, которая отвечает за содержание дорожного полотна и должна выполнять ремонтные работы на этом участке. Поэтому вина за повреждение автомобиля и испорченное настроение водителя лежит на ней.

Часто балансодержатели игнорируют обращения расстроенных автомобилистов либо отвечают отписками. Поэтому воззвать к совести руководство ответственной компании и получить компенсацию ущерба мирным путем не получится. Придется идти в суд.

Вот что делать, если вы попали в яму, пробили колесо и хотите восстановить справедливость.

Читать еще:  Заявления при примирении сторон при ДТП

1. Узнайте, кто балансодержатель участка дороги. Сделать это можно, отправив официальный запрос в ГИБДД.

2. Если госавтоинспекция не предоставила информацию о балансодержателе дороги, напишите обращение в электронную приемную прокуратуры. Опишите произошедшее, укажите адрес, рядом с которым находится яма, в которую вы въехали, обязательно приложите фотографии выбоины и повреждений автомобиля, а также, если есть, видеозапись с места аварии.

Прокуратура инициирует проверку дорожного покрытия и при наличии не соответствующих стандартам дефектов возьмет под контроль ремонт дороги. Сохраните официальный ответ прокуратуры — он может еще вам понадобиться.

В ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» четко указаны максимально допустимые размеры дефектов дорожного полотна для разных категорий дорог. В частности, размер выбоины не должен превышать 5 см в глубину, 15 см в длину и 60 см в ширину. Поэтому рекомендуем апеллировать к этому документу при обращении в инстанции.

3. Обратитесь к независимым автоэкспертам для экспертизы. Проходить автоэкспертизу необходимо только в официальном сервисном центре. По результатам проверки эксперт подготовит акт, который должны подписать стороны конфликта.

Обязательно сообщите балансодержателю о проведении экспертизы заказным письмом с уведомлением. Компания, ответственная за содержание дороги, имеет право направить представителя в указанный вами сервисный центр в оговоренные день и время. Однако балансодержатель может и отказаться присутствовать при автоэкспертизе. Для этого и необходимо официальное письмо — оно станет вашим доказательством в суде.

Расходы на экспертизу придется оплачивать из своего кармана. Чеки нужны для того, чтобы через суд компенсировать убытки.

4. Подавайте иск в суд. Предварительно оплатите госпошлину и подготовьте пакет документов:

определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении из ГИБДД;

фотографии с места ДТП;

экспертное заключение независимой технической экспертизы автомобиля;

ваше письмо-уведомление о проведении технической экспертизы;

квитанцию об уплате госпошлины;

квитанцию об оплате услуг эксперта;

заказ-наряд с чеком о проведении диагностики в сервисном центре;

чеки за ремонт, если вы его выполнили до суда.

Если у вас есть ответ прокуратуры по поводу обращения насчет дороги, где вы попали в яму на машине, рекомендуем также приложить его к делу.

5. В назначенный судом день приходите на заседание. Как правило, на разбирательства требуется 3-4 заседания, а сам процесс может занять от 3 месяцев до года.

Судебные слушания проходят в рабочее время, и не каждый работодатель отпустит подчиненного на очные ставки с дорожниками. Да и терять деньги за пропуски работы никому не хочется несмотря на то, что это можно компенсировать.

Если вы хотите сэкономить время, рекомендуем обратиться к автоюристу. Он возьмет на себя подготовку и подачу документов в суд и будет отстаивать ваши интересы на заседаниях.

Наняв автоюриста, оформите доверенность на него у нотариуса или работодателя. Это освободит вас от посещения суда.

Что потом?

После вынесения вердикта у проигравшей стороны есть 10 дней на подачу апелляции в суд высшей инстанции. По истечении этого срока оспорить решение судьи уже не удастся.

После вынесения вердикта суд направляет сторонам полный вариант решения и исполнительный лист. Далее вы можете оформить и подать заявление в казначейство. В течение трех месяцев на счет, указанный в заявлении, поступит выплата.

Как избежать попадания в выбоину на дороге?

Надеемся, нам удалось ответить в статье, чего ожидать, если попал в яму колесом. Осталось осветить последний вопрос: как избежать инцидента?

Самый действенный метод — это соблюдение скоростного режима. То есть выбирать скорость движения нужно в соответствии с состоянием дороги: лучше вы будете ехать меньше разрешенных в населенном пункте 60 км/ч, но сохраните свою машину целой, чем поторопитесь и угодите в яму на асфальте.

Ну и конечно, необходимо соблюдать внимательность и осторожность за рулем. Не отвлекайтесь от дороги, следите за дорожной ситуацией, и тогда вам не придется подавать иск к дорожникам из-за ямы.

○ Советы юриста:

✔ Как доказать моральный вред?

Моральный вред рассчитывается на основании тяжести телесных наказаний. Если после ДТП потерпевший попал в больницу, это станет фактом получения морального ущерба. Основанием для получения компенсации станут справки из медучреждения. Следует учитывать, что доказать уровень морального ущерба практически невозможно, поэтому сумма назначенной компенсации может существенно отличаться от требуемой. При этом отказать в возмещении суд не имеет права.

✔ Нужно ли прилагать расчеты заявленных в иске сумм.

Расчет сумм нужно делать обязательно. Калькуляцию можно прописать в тексте самого иска, если она небольшая. В противном случае следует сделать отдельное приложение с подробным расчетом. При этом нужно обязательно приложить чеки, квитанции и иные документы, удостоверяющие понесенные расходы.

Первый в России юридический фильм , посвященный спорам автовладельцев со страховой.

Опубликовал : Вадим Калюжный, специалист портала ТопЮрист.РУ

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты