Что сделать при перегреве двигателя
Что делать при перегреве двигателя?
Перегрев двигателя – распространенная и опасная неприятность, от которой не застрахован ни один автолюбитель. Рабочая температура мотора может превысить критические параметры в любое время года, но особенно актуальна эта проблема для летнего сезона. Рассмотрим, какие причины влияют на выход двигателя из строя, и разберем способы диагностики и ремонта перегревшегося агрегата.
Первые признаки перегрева
Для предотвращения поломки в дороге водителю необходимо контролировать процесс изменения температурных параметров, то есть следить за датчиком температуры. Если стрелка перемещается в «красную зону», следует заглушить двигатель и внимательно осмотреть систему охлаждения.
Все гораздо серьезнее, если момент начала перегрева пропустить и внезапно столкнуться с картиной, когда из-под капота вырываются клубы горячего дыма. Необходимо без промедления остановить автомобиль, чтобы закипевшая охлаждающая жидкость не нанесла непоправимый ущерб.
Какие факторы становятся причинами перегрева
Система охлаждения – это совокупность множества деталей, каждая из которых выполняет свою функцию и может прямо или косвенно влиять на повышение температуры.
К причинам перегрева относят:
- Засор в радиаторе. Уличный мусор, пыль, мелкие камни постоянно попадают в радиатор в процессе эксплуатации автомобиля. Проблема быстро устраняется при помощи чистки. Сложнее, если радиатор забивается внутри, и для ремонта его приходится снимать. Если загрязнения не поддаются чистке или устройство пробито, требуется замена.
- Утечка охлаждающей жидкости. Снижение уровня охлаждающей жидкости или полное ее отсутствие говорит о потере герметичности. Следует найти места протекания, произвести замену деталей и восстановить уровень жидкости в системе. Лучше всего с этим справятся сотрудники СТО.
- Поломка термостата. Диагностировать неисправность легко: если сломан термостат, низ радиатора при перегреве остается холодным. Деталь не относится к ремонтопригодным, поэтому потребуется замена.
- Остановка вентилятора. Если крыльчатка не вращается, процесс охлаждения нарушается. Необходимо проверить электропривод, датчик и соединения.
Также мотор может перегреться из-за неисправного насоса, порванных ремней или поврежденной помпы, благодаря которой охлаждающая жидкость циркулирует по контуру.
Как действовать при перегреве
Заметив первые признаки температурной «катастрофы», водитель должен мгновенно остановить транспортное средство. Если поблизости нет стоянки, подойдет обочина. Чтобы прекратить дальнейшее повышение температуры, нужно открыть капот и дождаться прекращения кипения охлаждающей жидкости.
Частично решить проблему можно на месте, внимательно осмотрев систему. Если нет протечек, то необходимо стабилизировать давление, долив новую порцию жидкости. Для проверки рекомендуется произвести диагностику: включить двигатель и проконтролировать температурный режим. Если резкие скачки не наблюдаются, можно садиться за руль и двигаться в направлении СТО – для профессионального осмотра и возможного ремонта.
Если же датчик зашкаливает, лучше не рисковать и вызвать автомехаников прямо к месту непредвиденной остановки.
u041fu043d-u0421u0431 u0441 9:00 u0434u043e 18:00 «>]»>
Признаки перегрева
Чтобы в дороге не попасть в опасную ситуацию, очень важно время от времени поглядывать на датчик перегрева двигателя (если он имеется). Если стрелка вошла в область красной зоны – это верный сигнал к остановке. Даже если водитель не смотрит на термодатчик, то сигнал от лампы перегрева, в любом случае, пропустить нельзя.
Резкий запах в салоне при закипании антифриза – ещё один признак. Однако при открытых окнах его бывает трудно заметить. В этом случае пар из по капота авто будет верным сигналом к остановке. Причём остановиться нужно срочно, т.к. за пару минут весь антифриз выкипит, что приведёт к необратимым последствиям.
При перегреве двигателя также может быть слышен «странный» звон во время нажатия на педаль газа. Он возникает по вине того, что стенки камеры сгорания нагреваются до ненормальной температуры. Это, в свою очередь, приводит к детонации (можно сказать, взрыву) топлива, что и создаёт характерный звук.
В холодное время года определить признаки перегрева двигателя поможет печка. При перегреве ДВС горячий антифриз может перестать поступать в отопитель, что приводит к снижению температуры в салоне.
Основные причины по которым перегревается двигатель
Нарушение в работе системы охлаждения часто становится причиной перегрева двигателя. Некоторые из них водитель может устранить самостоятельно. В конце этой статьи вы найдете видео с инструкцией, что нужно делать, если перегревается двигатель.
И так, семь самых распространенных причин, почему перегревается двигатель:
- Недостаток антифриза. Эта проблема выявляется при ежедневном осмотре уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке. Необходимо выявить причину снижения уровня (возможно, необходим ремонт радиатора или потёк шланг) и после её устранения долить антифриз до требуемой отметки.
- Заедание термостата. Определить эту неисправность можно по показаниям прибора в салоне. Если стрелка постоянно отклоняется, не останавливаясь на отметке 80-90 °С, то, скорее всего, не исправен термостат. Вторым доказательством вероятной поломки станет холодный патрубок, соединяющий мотор с радиатором. Придется снимать термостат для ремонта или замены.
- Не работает водяная помпа. Отсутствие циркуляции антифриза приводит к нагреванию жидкости в рубашке охлаждения, при этом и патрубки, и радиатор остаются холодными. Насос подлежит срочной замене.
- Не включается вентилятор. Эта проблема возникает при длительной езде в пробках. Причиной часто бывает неисправный датчик температуры, реле или электромотор вентилятора. Опытный автомобильный электрик быстро найдет причину неполадки и заменит неисправный прибор.
- Пробой прокладки головки блока цилиндров. Частой причиной перегрева двигателя становится нарушение целостности прокладки ГБЦ, в результате горячие газы проникают в систему охлаждения, сильно нагревая антифриз. Это очень серьезная поломка, при которой двигатель подлежит разборке и ремонту. Подробности здесь: как проверить пробита ли прокладка ГБЦ.
- Попадание масла в систему охлаждения. В некоторых автомобилях для охлаждения моторного масла используются радиаторы, по которым циркулирует антифриз. Нарушение герметичности в таком радиаторе, а также пробой прокладки ГБЦ иногда приводят к появлению масла в охлаждающей жидкости. Смесь масла и антифриза превращается в густую массу, которая забивает трубки радиатора, что приводит к перегреву двигателя. В таком случае охлаждающую жидкость нужно заменить, предварительно устранив причину появления масла.
- Паровой клапан не держит давление. В результате температура антифриза превышает допустимый максимум и двигатель перегревается. Клапан нужно промыть или заменить.
Каждый автомобилист должен помнить, что поддержание оптимального температурного режима двигателя станет залогом долгой и безотказной работы силового агрегата. Достаточно затратить несколько минут своего времени, чтобы проанализировать ситуацию и принять правильное решение относительно ремонта.
Перегрев двигателя: причины и способы решения проблемы
Рано или поздно любой водитель может столкнуться с проблемой перегрева мотора. Чаще всего, температура двигателя достигает критической отметки в жаркую летнюю погоду и/или при движении в вялотекущих пробках, причем от этого не зачищены даже владельцы современных и дорогих машин.
Последствия перегрева мотора могут быть самыми различными. В лучшем случае, продолжить движение на автомобиле станет временно невозможным, и водителю придется подождать, пока температура силового агрегата придет в норму. В худшем — может произойти серьезная поломка движка, и тогда машину придется реанимировать с помощью дорогостоящего ремонта.
К слову, двигатели многих современных автомобилей боятся высоких температур, и уже через 10-15 минут перегрева в них может произойти подплавление поршней. А если температура была критической хотя бы 20-30 минут, то владельцу стоит готовиться к искривлению ГЦБ, образованию трещин, прогоранию прокладок и разрушению межкольцевых перегородок.
При длительном перегреве (более получаса) последствия могут оказаться еще куда более страшными. К примеру, резко возникает риск того, что мотор полностью придет в негодность из-за пробития стенки блока поршнем, либо может переломиться коленвал.
Естественно, никто из автомобилистов не хочет доводить дело до крайностей, однако как понять, что двигатель машины перегревается и что сделать, чтобы привести его рабочую температуру в норму?
Каковы причины перегрева двигателя?
Заметим, что будучи полностью исправным автомобиль справляется с охлаждением силового агрегата без чьей-либо помощи, поэтому перегрев мотора в первую очередь свидетельствует о наличии проблем в системе охлаждения. Последняя на современных авто состоит из множества различных деталей, при этом выход любой из них может привести к заметному снижению эффективности охлаждения. Что же может сломаться?
Чаще всего, в системе охлаждения из строя выходит вентилятор. Если его лопасти не крутятся, то он перестает гнать воздух на радиатор. Проблемы с вентилятором могут возникнуть при неисправностях датчика, муфты включения или электродвигателя.
Причиной перегрева двигателя может стать и поломка термостата, который нередко «заклинивает» в закрытом положении, а также выход из строя водяной помпы. Плюс может произойти и разгерметизация системы охлаждения, то есть протечка охлаждающей жидкости.
Впрочем, иногда мотор может перегреться даже если все его системы охлаждения находятся в рабочем состоянии. Произойти это может в жаркую летнюю погоду при наличии, к примеру, грязного радиатора, который вроде бы свою задачу выполняет, но в тоже время функционирует далеко не на 100%. Кроме того, перегрев может вызвать и сам водитель при постоянном движении на пониженных передачах и на высоких оборотах.
Как узнать о перегреве двигателя?
На приборной панели некоторых автомобилей имеется специальная шкала, показывающая текущую температуру двигателя. Если ее стрелка находится на красной зоне, то это явный признак перегрева силовой установки.
Впрочем, большинство современных машин подобной шкалы лишены, зато на их приборке имеется соответствующая лампочка, загорающаяся при достижении критических температур, при этом ее срабатывание нередко сопровождается звуковыми сигналами, так что не заметить такую тревогу практически невозможно.
О перегреве мотора также может свидетельствовать появление в салоне резкого запаха, который возникает в результате кипения охлаждающей жидкости. Самым ярким симптомом того, что температура двигателя находится на критической отметке — является появление пара из под капота автомобиля.
Что делать при перегреве мотора?
Если вы заметили, что температура силового агрегата стала критической, то следует сразу же заглушить мотор машины и некоторое время подождать, так как продолжив движение можно существенно усугубить ситуацию, нарвавшись на дорогостоящий ремонт.
Заметим, что долив охлаждающую жидкость вы можете стабилизировать температуру быстрее, а вот поливать мотор холодной водой, как это в панике делают некоторые автомобилисты, ни в коем случае не стоит, поскольку это может привести к появлению трещин в конструкции силового агрегата.
Если перегрев мотора застал вас посреди городской пробки, то движение все равно следует прекратить и оставаться на холостых оборотах, а для охлаждения мотора — выставить самые высокие обороты вентилятора и включить печку на максимальную температуру.
Благодаря этому вентилятор отопителя будет частично отводить тепло с мотора в салон, что позволит привести температуру двигателя в норму гораздо быстрее, чем при обычном простое. Чтобы водителю и пассажирам при этом не «сжариться» — в салоне стоит открыть все окна.
При любой возможности постарайтесь покинуть пробку, выехав на участок открытой дороги. Движение поспособствует дополнительному обдуву двигателя радиатора, однако скорость нужно набирать на небольших оборотах (до 2 000 об/мин).
Когда температура двигателя наконец придет в норму, водителю стоит направиться на ближайшее СТО, либо вызвать эвакуатор.
Проблемы с охлаждением: возможные причины и признаки
Насос отвечает за циркуляцию жидкости в системе, поэтому, если он перестает работать, отвод тепла прекращается, что служит причиной перегрева. Самый крайний случай – резкая остановка насоса из-за заклинивания подшипника. Как раз это приводит к обрыву ремня ГРМ. Но ведь привод помпы может осуществляться и другим способом (ремнем генератора, например) – и его неисправность также может привести к снижению эффективности или остановке насоса.
Если проблема перегрева появилась после замены помпы, не спешите грешить на сам узел. Возможно, проблема – в слишком толстой прокладке, из-за которой между крыльчаткой насоса и корпусом появляется слишком большой зазор, что снижает эффективность работы. И конечно, потеря герметичности прокладки также может стать причиной утечки охлаждающей жидкости.
Может «протекать» и корпус термостата, особенно если на нем завязано много патрубков (каждое соединение с возрастом становится потенциальным местом утечки антифриза). Но все же чаще всего термостат напоминает о себе либо из-за недогрева, либо из-за перегрева двигателя – в зависимости от того, в каком положении зависнет клапан, отвечающий за выход на большой круг циркуляции охлаждающей жидкости. Соответственно холодный шланг между термостатом и радиатором при перегревающемся двигателе укажет на закрытый клапан.
Повторимся: на старых моторах с простыми системами можно диагностировать источник проблем, щупая патрубки (холодный или горячий, под давлением или нет), а также проверить работоспособность клапана термостата, опуская его в горячую воду (он должен открываться при заданных для данной модели температурах). Но современные системы намного сложнее. Например, и термостат, и помпа могут иметь электропривод и срабатывать по команде блока управления, соответственно для поиска источника проблем уже потребуется чтение ошибок и параметров.
К перегреву может привести и неработающий вентилятор радиатора. Если он электрический, то причины могут крыться в неисправном термовыключателе (из-за этого вентилятор может, наоборот, работать все время, приводя к переохлаждению мотора) либо в неработающем электромоторе вентилятора, реже – в его заклинивании из-за повреждения лопасти или попавшего между ней и корпусом постороннего предмета. Не забываем и про механический привод вентилятора от двигателя через муфту – здесь причина, как правило, кроется в выходе и строя последней. В любом случае источник проблем по этой части достаточно легко обнаружить визуально или с помощью нехитрой инструментальной проверки.
Помпа работает, жидкость циркулирует по большому кругу, вентилятор крутит, но двигатель все равно перегревается. Причины могут быть разными. Во-первых, недостаточная скорость циркуляции из-за все-таки неисправного насоса, ограниченной проходимости каналов (привет, отложения и загрязнения!). Во-вторых, из-за забитого мусором радиатора (а мы предупреждали!).
В-третьих, возможно, в системе имеются воздушные пробки, из-за которых опять же нарушается циркуляция охлаждающей жидкости (в этом случае, несмотря на перегрев, из «печки» будет идти холодный воздух). Паровые пробки возникают из-за негерметичной системы охлаждения, нарушения технологии замены или долива охлаждающей жидкости, а также из-за неисправной крышки расширительного бачка.
А это – отдельная история. За исключением совсем уж старых конструкций, система охлаждения работает с избыточным (порядка 1,1-1,4 атм) давлением. И важную роль в его поддержании на этом уровне играет как раз крышка расширительного бачка, имеющая клапан сброса давления. Если он постоянно открыт и не допускает давление выше атмосферного, двигатель будет «кипеть». Если же клапан заклинило в закрытом положении, есть риск, что повышенное давление повредит патрубки, пластиковые тройники и радиатор.
Работа пробки должна проверяться под давлением с помощью специального оборудования или самодельного приспособления (в последнем случае используется насос с манометром и старый расширительный бачок, лишние отверстия в котором глушатся). Клапан должен обеспечивать рабочее давление системы (зависит от двигателя, но это порядка тех же 1,1-1,4 атм) и открываться при его превышении.
Важно: все работы с крышкой расширительного бачка или радиатора должны проводиться на остывшем двигателе. Попытка открыть пробку, когда система находится под давлением, чревата травмами и ожогами.
Наконец, если ваш автомобиль с «автоматом», причина перегрева может быть в том, что антифриз смешивается с маслом из коробки. Как так? В ряде моделей контур системы охлаждения масла встроен в радиатор двигателя. И если по какой-либо причине трубка повреждается, происходит смешивание технических жидкостей. Видимое следствие – перегрев двигателя, заложенная мина замедленного действия – повреждение коробки. На проблему помимо повышения температуры двигателя указывает эмульсия в расширительном бачке.
Да, ее можно видеть и при пробое прокладки ГБЦ, но это лишь один из многочисленных признаков этой неприятности, которая диагностируется и по другим проявлениям (выход выхлопных газов из-под ГБЦ, «бурление» жидкости в расширительном бачке и т.д.).
Профилактика перегрева
Чтобы избежать серьезных последствий при перегреве двигателя либо предотвратить его, нужно иногда проводить профилактику перегрева. Это не потребует от вас большого количества денег, но поможет спасти от поломок двигатель. Выявляем неисправную деталь, проверяя и исключая все подозрительные элементы.
Выбирая неправильный режим эксплуатации двигателя, также может возникнуть его перегрев. Например, при постоянном движении на высоких оборотах или пониженной передаче в разы увеличивается вероятность закипания двигателя, тем более при наличии проблем работы системы охлаждения. В зимнее время обычно ошибки нивелируются пониженной температурой, но это ни в коем случае не означает, что двигатели перегреваются только летом.
Что делать, чтобы предотвратить или остановить перегрев
По возможности старайтесь придерживаться оптимального режима эксплуатации автомобиля.
И, конечно, профилактика, профилактика и еще раз профилактика! Это несложно и недорого: просто регулярно осматривайте свой автомобиль.
Но что делать, если в пути вы все же заметили опасные симптомы? Оперативно отреагировать, заглушить мотор и дать ему остыть, а потом срочно ехать в техцентр. Правда, двигатели Субару и, в том числе Трибека, имеют особенное строение, тут нужен хороший, специализированный сервис Субару .
Некоторые неисправности системы охлаждения будут оперативно устранены прямо в вашем присутствии, другие требуют определенного времени на ремонт, обслуживание, покупку новых запчастей.
- Долив охлаждающей жидкости в радиаторе (если не хотите заниматься этим самостоятельно) занимает около 10-15 минут.
- Промывка радиатора – порядка 2 часов. Если же упустить момент, то радиатор придется ремонтировать или даже заменять.
- Если вышел из строя термостат, то единственный выход – установка нового, потому что ремонту он не подлежит.
- Замена помпы Субару
В рамках статьи сложно рассказать обо всем детально, поэтому предлагаем звонить или писать нам.