Водительские права международного образца 2020: правда и вымысел
Водительские права международного образца 2020: правда и вымысел
Украинские водительские права в Европе – действительны ли они? А что такое права международного образца? Не изжили ли они себя и кому нужны сегодня? В сети немало ложной информации на эти темы, но «Авто24» знает верные ответы.
Водительские удостоверения нового образца, которые выдают в Украине с 2011 года, целиком соответствуют требованиям к документам, оговоренным в законодательстве стран Евросоюза. Поэтому не верьте “экспертам”, которые утверждают, что для поездок в Европу национальные права нужно непременно менять на некие еще более “новые”. Точно так же, не обязательно возить с собой так называемые международные водительские права. Однако нельзя сказать, что последние не нужны вовсе.
Что такое международные водительские права и зачем они нужны
По сути, международные водительские права – это документ, представляющий согласованную международным сообществом форму перевода национальных прав.
Развитие автомобильного транспорта и его участие в международных перевозках и туризме естественным образом потребовали согласование национальных правил дорожного движения. Первое такое соглашение было разработано под эгидой ООН, принято осенью 1949 года в Женеве и носит название Женевская Конвенция о дорожном движении. К Конвенции присоединились 64 страны, среди которых были такие страны как США, Канада, Китай, Япония, Австралия, Индия, Египет, Турция, но не было основных европейских стран, включая тогдашний СССР.
Большинство европейских стран, включая СССР, присоединились к другой, Венской Конвенции о дорожном движении, заключенной на конференции ЮНЕСКО в ноябре 1968 года в Вене. Список стран, где действуют международные водительские права, (присоединившихся к той или иной Конвенции) приведен в таблице на рисунке ниже.
Важной особенностью Венской Конвенции явилось признание национальных водительских удостоверений на территории стран участниц. Статья 41 п.1 Конвенции гласит о том, что «…стороны будут признавать …национальное удостоверение, составленное на их национальном языке… сопровождаемое заверенным переводом…». Таким образом, на территории стран участниц Венской Конвенции на то время помимо национального водительского удостоверения требовался его заверенный перевод.
И Женевская и Венская Конвенции предусматривали также право использования на территории стран участниц национальных водительских удостоверений совместно с другим документом: международным водительским удостоверением.
Как выглядят международные права?
Форма и содержание международных водительских прав впервые были сформулированы в тексте Женевской Конвенции и с тех пор претерпели очень немногочисленные изменения.
Изначально международные права представляли из себя книжку формата А6 (105х148 мм) с картонной обложкой серого цвета. Надписи на обложке производились на национальном языке и содержали сведения о стране, ссылке на Конвенцию, дату и место выдачи и печать, а на внутренних страницах воспроизводился перевод национальных прав на другие языки. При этом количество языков перевода предписывалось не менее 4, но не более 6.
Оговаривался в Женевской Конвенции и внешний вид национальных прав обязательных к предъявлению совместно с международными: лист розового цвета размером 74×105 мм с переводом названия документа на французский язык – Permis de conduire (то есть обычные российские водительские удостоверения «старого образца»).
Венская конвенция добавила со временем в бланк международных прав немногочисленные детали:
- международный код страны,
- номер удостоверения,
- дата окончания действия.
И количество языков, на которые осуществляется перевод национальных прав, выросло до восьми:
- Английский;
- Португальский;
- Французский;
- Немецкий;
- Испанский;
- Китайский;
- Арабский;
- Японский;
Образец международного водительского удостоверения по состоянию на начало 2020 года приведен на рисунке выше.
Особенности езды с международными правами в разных странах
Что касается правил передвижения в странах-участницах Женевской Конвенции, то необходимость наличия у водителя удостоверения международного образца в них совместно с национальными российскими правами очевидна: без международного удостоверения водитель не имеет права управлять автомобилем. При этом неважно, какое российское водительское удостоверение предъявляется: старого или нового образца – в международных правах вписаны данные этого удостоверения.
Как это ни странно, но в странах-участницах Венской Конвенции всё гораздо более запутано.
- До 2011 года российское национальное водительское удостоверение в виде пластиковой карточки розового цвета выпускалось в двух форматах: 74×105 (как это предусматривалось ещё Женевской Конвенцией) и вдвое меньшей площади, и по большинству отзывов российских туристов не требовало дополнительных документов (хотя формально перевод был необходим).
- С марта 2011 года вступили в действие новые требования к оформлению национальных прав, признающихся участниками Венской Конвенции – пластиковая карточка теперь должна быть двух тонов: розового и голубого без привычного французского словосочетания Permis de conduire, зато с унифицированными во всех странах участницах строками, соответствующими разделам Конвенции.
И всё было бы хорошо, если бы обязательства принятые странами участницами безоговорочно выполнялись на их территории. Но, во-первых, не все российские водители сменили удостоверения на документы нового образца (попросту ещё не вышел срок действия старых). А во-вторых, если раньше на документе было хотя бы по-французски написано о том, что это – водительское удостоверение, теперь такое словосочетание отсутствует.
Иногда представитель дорожной полиции мотивирует отказ принять к рассмотрению российское водительское удостоверение тем, что он попросту не знает русского языка.
Конечно, можно постоянно возить с собой текст Венской Конвенции, а также комментарии к нему в стране пребывания. Более того, при судебном разбирательстве суд, скорее всего, встанет в этом вопросе на сторону автовладельца. Вот только есть ли время и силы заниматься таким разбирательством в чужой стране, находясь, к примеру, в кратковременном отпуске?
Сберечь время и нервы в спорных ситуациях помогает международное водительское удостоверение. Ведь в нем по существу даётся понятный представителям местных правоохранительных органов перевод национального водительского удостоверения (если только речь не идёт об экзотических случаях, когда водитель оказывается в глубинке страны, где не могут понять ни один из 8 языков).
Собственно в этом и заключается основное назначение международных водительских прав: понятный представителю органов власти для прочтения на месте происшествия или проверки документ.
Поскольку такие права являются авторитетным документом, согласованным международными конвенциями, часто возникает вопрос о возможности их использования без предъявления национального удостоверения. Ответ на этот вопрос однозначный:
Без национального водительского удостоверения международные права недействительны как за границей, так и на территории России.
Это и понятно, ведь по своей сути они представляют лишь согласованную международным сообществом форму перевода национальных прав. По ссылкам ниже смотрите подробную информацию, относительно российских водительских удостоверений:
Что такое международные водительские права
Международное водительское удостоверение не является правами в полном смысле слова. Они только дополняют национальные права, и выступают для дорожной полиции страны, в которой вы путешествуете, доказательством того, что вы допущены к управлению автомобилем.
Для нас это выглядит так:
- Управлять автомашиной при наличии национальных водительских прав можно только в случае, если у вас есть перевод на местный язык, заверенный местным же нотариусом, найти которого в незнакомой стране затруднительно.
- Теоретически наши новые (полученные после 2011 года) водительские права должны признаваться государствами подписантами конвенции, но фактически это не всегда выполняется из-за присутствия надписей на кириллице.
- Только наличие международных прав и национального удостоверения гарантирует отсутствие проблем с дорожной полицией.
Попытка поездки за границу без международных водительских прав бывает чревата следующими последствиями:
- Запрет на переезд границы на автомашине.
- Отказ в аренде автомобиля.
- За отсутствие прав, а именно МВП, обнаруженное при проверке документов, вас оштрафуют на четыреста евро.
- Лишение страховой выплаты при попадании в аварию.
А теперь давайте узнаем, как выглядят водительские права международного образца в России.
О том, что собой представляют водительские права международного образца, расскажет это видео:
Как они выглядят
Международные права – это книжечка размером чуть больше паспорта, записи в которой дублированы на двенадцати языках, с приложенной к ней водительской пластиковой картой. Формат документа, согласованный всеми участниками, конвенции включает следующие страницы:
- На первой указывается дата и место выдачи, срок действия и реквизиты национальных водительских прав, скрепленные печатью. Заполняется все латинскими печатными буквами.
- Вторая предназначена для специальных отметок.
- На третьей – открытые водительские категории и паспортные данные на водителя.
- И в заключение перечень стран, подписавших Женевскую и Венскую конвенции.
Внешний вид международных водительских прав
Срок их действия
Срок действия международного удостоверения определен в три года, но он не может превышать срок действия национальных прав, так как связан с ними напрямую. То есть, если до конца действия ваших прав остался год, то и МВП тоже будут действовать один год.
О том, как сделать водительские права международного образца в РФ, расскажем ниже.
1 Если вы в России были лишены прав, то и за границей управлять транспортным средством не получится, так как без национального удостоверения МВУ считается недействительным.
2 За управление ТС в России только с международным удостоверением вам грозит штраф в размере 500 рублей и запрещение эксплуатации транспортного средства.
Стоит еще отметить, что если вы собираетесь управлять автомобилем за границей, то сначала внимательно ознакомьтесь с местными правилами дорожного движения. Известно множество случаев, когда российские водители были оштрафованы за рубежом из-за незнания местного ПДД.
Будьте внимательны, въезжая в другую страну, а также соблюдайте правила дорожного движения и требования, предусмотренные законодательством другого государства. Как получить международные права мы рассказывали в этой статье.
Как получить международные водительские права
Имеют ли значение российские права за границей
Управляя автотранспортом в любом государстве, надо иметь разрешительный документ. Если получены водительские права страны посещения, их достаточно, наличие своих не является обязательным. В противном случае требуется предъявления тех, что есть. Разумеется, в том виде, в котором они разрешены. Это старые в комплекте с International или новые.
Разговор идёт о членах Женевской или Венской конвенции. В других случаях нужен нотариальный перевод на местный язык.
Примечание. Формально США не присоединились ни к какой из них, но, по свидетельству очевидцев, машины в прокат можно взять, предъявив обычные российские права. О порядках, принятых в других неприсоединившихся странах, нужно узнавать перед их посещением.
Немного о документе и его функциях
Право водителя управлять тем или иным видом транспортного средства подтверждает водительское удостоверение. На сегодняшний день различают две разновидности данного документа:
- национальное;
- международное.
Согласно Правилам дорожного движения, передвигаться по дорогам общегосударственного значения возможно на основании удостоверения национального образца. Оно не только наделяет своего владельца определенными правами и обязанностями, но и подтверждает, что он прошел все предусмотренные законом этапы:
Практический совет. Перед тем как оформлять визу или покупать билеты в другую страну, рекомендуем проверить наличие запрета на выезд из страны. Сделать это быстро, безопасно и в режиме онлайн можно при помощи проверенного сервиса Невылет.рф
Но в большинстве случаев, чтобы выехать на своем автомобиле за пределы своей родины, одного только этого документа недостаточно.
Права международного образца предназначены для автомобильных поездок за пределами государства своего гражданства. При этом действительными они являются на территориях всех стран, которые допускают вождение с данным удостоверением.
Проще всего объяснить, что такое международное водительское удостоверение, сказав, что по сути это перевод национального бланка и содержащейся в нем информации:
- ФИО владельца.
- Даты, когда документ был выдан, и срока его действия.
- Названия органа, который его выдал.
- Серии и номера.
- Открытых категорий.
- Печати и подписи представителя уполномоченного органа.
Теперь о том, для чего нужно международное водительское удостоверение (МВУ): поскольку правила обучения на водительских курсах и получения прав в разных странах существенно отличаются, возникла необходимость в едином документе, который бы оставался действительным на территории других стран и не требовал от водителя соблюдения дополнительных формальностей.
Выяснив, что значит международное водительское удостоверение, не менее важно будет узнать, как выглядит данный документ. Бланк представляет собой книжку формата А6, содержащую в себе, кроме русского текста, еще и перевод имеющихся сведений на 7 языков мира: французский, немецкий, испанский, португальский, арабский, китайский, японский.
Самостоятельным документом назвать международные водительские права нового образца 2020 года в России невозможно, поскольку действительными они могут считаться только при наличии документа национального образца. Более того, использование МВУ в Российской Федерации в качестве водительских прав не разрешается. Свою законность они приобретают только на территории других государств.
Для чего нужны международные водительские права, коротко можно описать так:
- на их основании становится возможной аренда транспортных средств за рубежом;
- они освобождают водителя от необходимости каждый раз подтверждать свои навыки вождения и знания ПДД в иностранном государстве.
Основное отличие двух документов (национального и международного) заключается еще и в правилах их получения. Чтобы стать обладателем МВУ, нет необходимости сдавать экзамены, но и пользоваться ими можно будет довольно ограниченный промежуток времени.
Тот, кто часто ездит за границу на своем автомобиле, должен знать, что ему не удастся приехать в другую страну без талона о техосмотре. Это международное требование, которое нужно неукоснительно соблюдать при выезде из страны. Так как в России от процедуры техосмотра отказываться нельзя, значит, наша страна автоматически приняла международные обязательства. Недавно президент РФ внес поправки в закон о техосмотре. Сегодня автолюбителям не придется стоять в очередях в ГИБДД.
ТО будут осуществлять страховщики, которые проверят наличие талона техосмотра при оформлении полиса ОСАГО.
По словам автомобилистов, это очень удобно, и избавит их от изнурительных очередей и ненужной траты времени.
Напомним, что международное водительское удостоверение вы могли получить и раньше. Просто на сегодняшнее время форма данного документа будет изменена.